Небольшое исследование похищений в русских сказках.
Похищение напрямую связано с ослушанием. В сказках всегда есть запрет: «не покидай терема…», «следи за младшенькими…», «не выходи на крыльцо…», «коня возьми, а уздечку не трогай…», «никому не отворяйте…». Нарушение этого запрета приводит к беде, среди которых часто случается и похищение. А разве сегодня мы не запрещаем детям выходить на улицу пока нас нет дома, разговаривать с незнакомцами, да и в тот же лес самим уходить. В сказках за нарушение запрета непременно следует наказание, а порой и смерть (по закону инициации с последующим воскрешением). Возьмем «Спящую царевну».
Всем известно, что в древности мальчики и девочки воспитывались раздельно. Вот и забрела царевна в лесу в дом, где воспитывались мальчики. заходить в такой дом девушкам было строго запрещено. И наказание не заставило себя ждать в виде старушки с яблоком. Так что детки не разговаривайте с незнакомцами, и тем более не берите у них яблоки и конфеты. Но об этом немного позже.
Такой вот дом для воспитания мальчиков построен в лесу и в сказке «Волк и коза» /№53 Афанасьев/ или более известную нам под названием «Волк и семеро козлят».
Снова детей помещают в дом, выстроенный специально в лесу, запирают и только носят еду. Запрещают покидать его и также никому не открывать, то есть не впускать – тоже испытание. Все по классической линии: запрет-нарушение-беда. И вот главный экзамен – похищение волком с последующим поеданием. В том, что козлятушки-ребятушки всему обучились в этом доме и сдали экзамен нас убеждает последняя фраза сказки: «И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать». Обучились всему, а главное «лиха избывать».