Страница  Профиль  Записи  Фото  
 

Репутация
1 +
 

Владимир Съели
22-06-2017, 14:23 7
483
0
 

Эрих Мария Ремарк: война за свои идеалы


22 июня 2017 года знаменуется не только семьдесят шестой годовщиной начала Великой Отечественной войны, но и глобальным событием в сфере литературного мира. Также в этот день исполняется 119 лет со дня рождения одного из самых выдающихся светил немецкой прозы – Эриха Марии Ремарка.

Несмотря на то, что мы не говорим о юбилее, есть люди, которых следует вспомнить без «круглых дат», и этот писатель как раз входит в их когорту. Ремарк завоевал огромную популярность и любовь в России, а значит пропустить такое событие и не отдать дань его таланту было бы преступлением.

Для поколения, которое выросло на «пабликах» в социальных сетях, хочется сразу отметить – Ремарк не является женщиной: мужчинам-католикам разрешается присоединять к своему первому имени женское – в знак обета, данного той или иной святой.

«Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы…»

Эрих Пауль Ремарк (таково настоящее имя писателя) родился в 1898 году в немецком городе Оснабрюк (Нижняя Саксония). Его отец был владельцем небольшой переплётной мастерской, однако это не спасало от бедности семью, где Эрих был вторым из пятерых детей. Постоянная нужда заставляла семью «кочевать» с места на место в поисках более сносных условий для существования, что в будущем оставит свой весьма пессимистический след в творчестве писателя.

С ранних лет Эрих Пауль рос любознательным ребёнком, которому с лёгкостью покорялась учёба в церковной школе, начатая в 1904 году. Что интересно, своим примером он подтверждает гипотезу «Талантливые люди талантливы во всём», ведь изначально ему, ещё шестилетнему мальчишке, пророчили блестящую музыкальную карьеру за успехи в игре на фортепиано.

Своё обучение Ремарк продолжает в 1912 году — в католической семинарии города Мюнстера, которая являлась «кузницей» учителей народных школ. В 1915 году он поступает в королевскую учительскую семинарию в Оснабрюке, где знакомится и заводит дружбу с поэтом и художником Фрицем Херстемайером, который воспитывает в нём интерес к литературному творчеству. 1916 год знаменуется писательским дебютом: в июне газета «Друг Родины» публикует первую журналистскую работу юноши о службе, о её трудностях и радостях.

Война вносит свои коррективы в судьбу молодого человека: 21 ноября 1916 года Эрих Пауль и его однокурсники покидают ученическую скамью и уходят на фронт, так и не окончив образование. Изначально писатель несёт службу в запасном батальоне 78-го пехотного полка. Свидетельство о годности к добровольной службе юноша получает лишь в январе 1917 года и с 5 мая числится в 1-й роте 1-го запасного батальона 78-го пехотного полка. Вскоре Ремарк получает назначение на Западный фронт в Хам-Ленглете, в распоряжение полевого рекрут-депо 2-й гвардейской дивизии, а 6 июня поступает в распоряжение 2-й роты 15-го резервного полка пехоты, дислоцирующейся между Хоутхульстом и Торхутом.

https://steamcommunity.com

Военная служба длится недолго, в общем зачёте 50 дней, ибо 31 июля писатель получает ранение осколком гранаты в шею, правую руку и левую ногу, из-за чего он попадает вначале в госпиталь в Святого Йозефа в Торхуте, а затем переводится в госпиталь Святого Винценца города Дуйсбург. Здесь его подстерегает очередной удар судьбы: 9 сентября того же года от рака прямой кишки умирает мать Эриха Пауля – Анна-Мария Ремарк – к которой писатель был привязан на протяжении всей своей жизни. Впоследствии горе юноши приведёт к тому, что он изменит своё второе имя, в память о любимой матери, на привычное нам – Эрих Мария Ремарк.

Не менее трагичным становится 1918 год: в марте умирает товарищ Ремарка - Фриц Херстемайер, которого писатель считал своим «старшим наставником», а порой отзывался о нём как о «пожилом», несмотря на то, что Фриц покинул ряды живых в 36 лет. Под градом ударов судьбы, в апреле того же года выходит вторая публикация Ремарка: «Я и ты». 31 октября, после выписки из лазарета, юноша примыкает к строю 1-го запасного батальона 78-ro пехотного полка. Спустя всего 2 недели, 15 ноября, Совет рабочих и солдат Оснабрюка принимает постановление о награждении Ремарка Железным Крестом I степени, но… он отказывается от награды и воинской службы в принципе в пользу образования. Потому уже в 1919 году Ремарк возвращается к обучению в учительской семинарии и даже становится секретарём Союза ветеранов войны.

«Самый лёгкий характер у циников, самый невыносимый - у идеалистов. Вам не кажется это странным?»

Безусловно, подобная судьба, упавшая грузом на плечи 21-летнего парня, не могла не повлиять на его мировоззрение, мироощущение и стремления. Думаю, ни для кого не стало загадкой, почему так тщательно была описана именно военная биография писателя. Даже несмотря на столь короткую службу, она оставляет самый глубокий след в сознании Ремарка, и тема войны становится ключевой в его творчестве, переплетаясь с темой любви, что помогло завоевать ему обширную читательскую аудиторию как среди мужчин, так и среди женщин. Однако стоит отдать должное тому факту, что все произведения Ремарка, несмотря на явный пессимизм, написаны очень легко, общедоступным, простым языком. И дело здесь отнюдь не в удачном переводе для нас, русских читателей. Причина снова кроется в его биографии.

Писательство не являлось прибыльным делом, тем более, когда ты начинающий автор без всемирно известного имени и каждый критик норовит бросить в тебя камень. Именно эта участь постигает юношу в 1920 году, когда его роман «Приют грёз», написанный из-за боли от потери друга, выходит в печать под покровительством дрезденского издательства «Красота». На молодого писателя сыплется шквал насмешек и критики, каждый считает своим долгом выразить своё «фи» и тем самым искоренить жажду писательства. Стоит признаться, у них это получилось. Имя Эрих Ремарк навсегда было стёрто из мира литературы.

Данная метаморфоза не видна русскому читателю, так как мы читаем переводы, и в нашем варианте фамилия всегда одинакова. Однако если работать с оригиналами, то мы увидим, что спустя года – возвращение на литературную арену прошло под фамилией Remarque, вместо привычного Remark. К чему же здесь форма подачи, написания текстов?

Отказавшись от идеи писательства, юноша вновь оказывается на пороге выживания, а потому не перебирает предложениями о работе, хватаясь за любой шанс: он успевает поработать школьным учителем, учит играть на фортепиано, играет на органе в доме для умалишенных, работает в мастерской изготовляющей гранитные надгробья. Всё это расширяет его круг общения, делает ближе к народу, пониманию его потребностей. Людям, которые находятся под постоянным гнётом действительности, просто не нужен пафос и фарс, витиеватость литературных форм. Им нужна правда. Та, которую они в состоянии понять и осмыслить, не вдаваясь в излишние философствования.

Своеобразным возвращением в профессию становится 1924 год, когда Ремарк становится редактором журнала «Иллюстрированный спорт». Он выступает как публицист, пишет о спорте и автомобилях, но в заданных рамках ему тесно. Помимо основной работы, он выплёскивает на листы черновиков свои воспоминания и эмоции от пережитых военных лет, которые впоследствии станут знаменитым на весь мир романом «На Западном фронте без перемен». Именно этот роман выведет Ремарка «в люди», принесёт славу и уважение читателя, а также то богатство, к которому он стремился с детских лет.

«Жизнь — это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться…»

Впервые «На Западном фронте без перемен» был опубликован в ноябре 1928 года в берлинской газете «Vossische Zeitung», претерпев множество корректировок и исправлений авторского текста. Виной тому, как и обычно, становится политика: редакторы издания с опаской относились к произведению, которое не идеализировало немецкого солдата. Это шло вразрез с популярной правоконсервативной военной литературой. Сам автор в предисловии давал такую оценку своему роману: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов…»

Каждый, кто держал в руках произведение, понимает его пацифистскую натуру, отторжение автором самой идеи войны и его скорбь о будущем своей страны, отражение которого он видел именно в тех искалеченных судьбах молодых ребят, несущих клеймо неприспособленности к гражданской жизни. Эрих целенаправленно пишет о том, как далеко командование от эпицентра боевых действий и тягот простых солдат. Оно не знает вкуса крови, оно не видело смертей, для него это лишь статистика, будь она положительной или отрицательной. Оно не познало цену дружбы, когда парни готовы были умирать, с честью, без предательства друг за друга. Высшие чины отображены без лишних прикрас, получая ту оценку, которую они адекватно заслужили своими «подвигами» на фронте. Потому, не удивительно, что многие издания попросту отказались публиковать книгу, боясь конфликтов с властью и убытков от печати.

Ошеломительного успеха произведения не ждал никто. В особенности сам Ремарк, который до сих пор жил под впечатлением от неудачи публикации «Приюта грёз», за которую он нёс груз стыда на протяжении всей своей жизни. Но уже в январе 1929 года роман выходит отдельной книгой и становится настоящей сенсацией в Германии, а после и во всём мире, ведь «На Западном фронте без перемен» впоследствии будет переведён на полсотни языков и продастся тиражом более трёх десятков миллионов экземпляров. Дальше больше – агенты Ремарка заключают контракт с представителями Голливуда и в 1930 году роман экранизируют, что в симбиозе с продажами книг приносит писателю баснословные доходы. Казалось бы, успех достигнут и можно почивать на лаврах, однако писатель понимает, что жизнь — не праздник. Поэтому в 1931 году он покидает Германию, и не зря.

Во время премьеры киноленты «На Западном фронте без перемен» на немецких экранах под предводительством Йозефа Гёббельса была проведена акция, направленная на срыв показа. Выбранный нацистами метод борьбы примитивен – во время просмотра в зал выпускали мышей. Но своей цели нацисты достигли: сумев привлечь внимание, они добились запрета показа фильма на территории Германии. С приходом к власти Гитлера агрессивные настроения нарастают, в мае 1933 года книги Ремарка предаются публичному сожжению под ликование толпы, скандирующей: «Нет — писакам, предающим героев Мировой войны! Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка!» Также нацисты пытались обвинить писателя во французском происхождении и наличии у него еврейских корней, что в условиях Третьего Рейха с его «расовыми законами» значительно облегчало преследование неугодных.

Этот поворот судьбы во многом сломал внутренний стержень Ремарка. Протест Лиги германских офицеров не дал получить ему Нобелевскую премию, хотя экранизация «Западного фронта» получила кинопремию «Оскар» и всенародную любовь. Заработанные богатства, к которым так стремился писатель, не приносили более счастья, стали лишь бумажками, средством существования, на фоне того, что Эрих стал изгоем в просторах собственной Родины. Автор пристрастился к выпивке, искал утешения в романах с ярчайшими женщинами той эпохи, примером которых может стать Марлен Дитрих, но всё это не принесло лёгкости бытия. Он как и прежде писал, и писал великолепно, но ни «Триумфальная арка», ни «Чёрный обелиск» не смогли повторить успеха «Западного фронта», хотя также заслуживают не меньшего внимания. Ремарку не простили его гения, его идеалов. В свою очередь Ремарк не простил безразличия к своему творчеству и был томим этим до конца своих дней.

«Русских не испугать неожиданностями…»

Возвращаясь к теме романа «На Западном фронте без перемен», нельзя не вспомнить весьма интересный факт: книга на русском языке вышла раньше, чем издание на языке оригинала. Напомню, что официально книгу опубликовали 29 января 1929 года, а вот на русском языке существуют экземпляры датируемые 1928 годом: чудеса, да и только. Задокументированного объяснения этой истории нет, но, по догадкам современников, все ниточки уходят к Захару Леонтьевичу Каганскому, известному изданием работ Булгакова. Каганский умело пользовался пробелами в законодательстве СССР об авторских правах, а потому издавал книги без разрешения зарубежных писателей, оставаясь при этом безнаказанным.

Произведения Ремарка на территории СССР имели куда больший спрос и интерес у читателя, чем в Германии. Да, в иные моменты не обошлось без запрета его творчества в угоду политической конъюнктуре, однако это не смогло потушить читательского интереса. После «вынужденного перерыва» книги Ремарка сметались с полок сродни горячим пирожкам. Несмотря на то, что автор не чествовал русских солдат ласковыми эпитетами, Ремарк имел огромное уважение именно за пацифистские настроения, отказ от идеалов Гитлера. Он стал символом интеллигенции, в среде которой не читать его произведения считалось зазорным. Сам Ремарк знал о своей популярности в СССР, но на сотрудничество с представителями советских издательств шёл скрепя сердце, ибо держал на них зуб за нарушение его авторских прав в 1920-е годы.

Самым востребованным, после «Западного фронта», на полках советских книжных магазинов был роман «Три товарища». Он издавался огромными тиражами и почти каждый может найти экземпляр в своей домашней библиотеке, купленный лично или доставшийся от родителей. Оно и не удивительно, ведь именно это произведение, пожалуй, как нельзя лучше подойдёт для знакомства с автором. Как бы не пытались повесить на Ремарка ярлык «безнадёжного пессимиста», эта книга легка для восприятия, и отображает жизнь в истинных красках и без преувеличений. Дружба, любовь и повседневность, переплетения людских судеб выстроены так, что невольно веришь каждому слову, прописанному автором. Ты сам, словно часть этой истории, искренне смеёшься с главными героями и переживаешь их горе как собственное.

Пожалуй, в этом и есть главный компонент успеха творчества Ремарка. Не существует чего-то абсолютно чёрного или абсолютно белого. Есть их соотношение — реальность. И только от нас зависит, какого цвета будет больше.

Василиса ЧИСТЯКОВА

 
  Метки
 
 
   0  
Рейтинг : 0

Информация


<b>Гости</b> не могут оставлять комментарии к данной публикации. <a href=/register/>Зарегестрироваться !</a><br><br>

Гости не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегестрироваться !



Поделиться


RE Моментальные уведомления о новых сообщениях ! В приложении для android.
Высших в интернете 3766 . Мы в : ok.ru

Почти все материалы добавляются пользователями. Перепечатка разрешена с указанием прямой ссылки на источник.
Высший в интернете 2020 г.
Яндекс.Метрика
Statok.net
^ Наверх