У 25% российских детей выявлены серьёзные проблемы с рационом. Такие неутешительные цифры огласила заведующая лабораторией питания здорового и больного ребёнка «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Минздрава России Татьяна Боровик.
Важно подчеркнуть, что речь идёт не только об избыточном, но и о недостаточном питании. Всего специалисты Всемирной организации здравоохранения выделяют четыре формы неадекватного рациона: недоедание, переедание, специфическая форма недостаточности и несбалансированное питание. Татьяны Боровик констатировала: «С двух-трёх лет ребенок уже начинает употреблять сладости, отмечается недостаток витаминов и минеральных веществ. В рационе современных детей наблюдается избыток соли и сахара и недостаток овощей и фруктов. Также дети очень мало употребляют рыбу, содержащую омега-3 жирные кислоты». Вместо этого присутствует большое количество продуктов с избытком калорий, вредного жира, соли, сахара и продуктов с небольшим содержанием полезных нам веществ – пищевых волокон, белка, витаминов и микроэлементов.
Отсюда ужасающая статистика: 322 000 российских детей страдают ожирением. Антонина Стародубова, главный внештатный специалист-диетолог департамента здравоохранения и заведующая отделом лечебного и профилактического питания ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» пояснила: «В московских школах проводилось исследование и, по предварительным данным, ожирение – у 7-10% детей». При этом продолжается стремительный рост числа детей с лишним весом. На данный момент это каждый пятый школьник старше 12 лет.
Ведущие специалисты разных направлений сходятся в одном: основные причины такого прогрессирования ожирения – неправильное питание и недостаток движения. Следовательно, лучшими средствами борьбы являются здоровый рацион и активный образ жизни.
Кстати, питание, особенно в межсезонье, обязательно должно быть не только правильным, но и сбалансированным. Диетологи ни в коем случае не рекомендуют пропускать завтрак, особенно детям. Обед должен быть сытным и калорийным. Именно питание в течение рабочего (а в детском случае – учебного) дня особенно важно. С учётом того, что этот промежуток времени ребёнок зачастую проводит в школе, то качество еды в столовых учебных заведений должно быть максимально высоким. В России нет единых стандартов и чётких правил составления школьного меню. Есть рекомендации Роспотребнадзора к санитарным условиям и перечню необходимых к использованию продуктов. Финальный выбор блюд остаётся за школами.
В Москве разработкой меню занимаются сотрудники комбинатов питания. С того момента, как составлением школьного рациона и приготовлением блюд стали заниматься частные предприятия, увеличился не только охват горячим питанием, но и качественно изменился его состав. На школьных столах можно увидеть разнообразные каши – манная, овсяная, гречневая; запеканки, омлеты, сырники. Множество супов: от традиционного борща до супов-пюре. На второе: гуляш, тефтели, биточки, котлеты, фрикадельки, голубцы, овощное рагу, плов, макароны, пюре. Обязательно чай или компот. Главное, всё это приготовлено вкусно, а также привлекательно оформлено. Для детей вид блюда играет не меньшую роль, чем его вкус. Поэтому теперь это не унылые макароны и рис, а пасты и ризотто, словно в ресторане. Столичные школьные столовые и правда теперь похожи на рестораны: итальянские, бразильские, мексиканские и китайские. Интерьер полностью изменился: на смену скучным однотонным стенам пришли тематические росписи и декор.
Несмотря на такие преобразования, рацион питания школьников разрабатывается комбинатами с учётом именно подростковых потребностей. Главные условия – продукты, разрешённые только для детского питания, а также щадящие способы приготовления: варка, тушение, парообработка.
А вот чтобы всё полезное съедалось, необходимо прививать детям культуру питания. Например, в школах Москвы проходят специальные лекции, мастер-классы и дегустации. Также в столичных буфетах появились киоски здорового питания «Здравушка» с полезной продукцией без сахара и глютена: хлебцы, биойогурты, фруктовые и овощные пюре и чипсы, гематоген, натуральная пастила и мармелад.
Кандидат медицинских наук в области диетологии Маргарита Королева также подчёркивает: «Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из всех информационных источников». Отметим, что семья является одним из основных. Именно в домашних условиях у ребёнка закладываются принципы культуры питания. Роль играет всё: и совместные правильные ужины, и их отсутствие. «Стало много фастфуда, родители часто потакают этому, приводя в фастфуд в качестве поощрения, например, за хорошую оценку, за хорошее поведение. Потом, когда дети становятся старше, то они начинают сами покупать чипсы, сладкие напитки, бургеры, когда родители этого не видят», – объясняет руководитель отделения диетологии Европейского медицинского центра Ксения Селезнева. Её поддерживает научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», главный специалист-диетолог Минздрава России Виктор Тутельян: «Пищевые привычки формируются бабушками, дедушками, мамами, папами. Чуть что – дают сладкое, чтобы ребёнок не плакал». Не удивительно, что приходя в школу, такие дети отказываются есть паровые котлеты, рыбу или овощи.
Правильное рациональное питание – источник здоровья, силы и бодрости для ребёнка. Качественный и сбалансированный рацион школьника – это слаженная работа родителей, представителей школ и сотрудников комбинатов.