Планшет вместо тяжелого портфеля, еда по электронному браслету и ресторан в стенах столовой – эти и другие современные тренды в сфере школьного образования обсудили на ежегодной конференции «Поколения NEXT» в павильоне «Умный город» на ВДНХ.
То, что раньше казалось технологиями будущего, сегодня стало обыденным для столичных школ. Постепенно они превратились из обычных образовательных учреждений в современные центры инноваций. В Департаменте образования уже несколько лет особое внимание уделяют поиску ответов на вопрос: кто он современный ребенок, какой мир его окружает, куда ему развиваться, а также какова роль взрослого в его развитии? Поэтому помимо самих школьников на конференции затронули вопросы важные для родителей и учителей.
На два дня пространство «Умный город» объединило детей, родителей, педагогов, представителей ИТ-индустрии и власти. Ведущей темой обсуждений стала «Московская электронная школа» и её возможности в современном образовании. За два года внедрения цифровых технологий этого уникального проекта удалось достичь колоссальных масштабов. Эффективность полностью российской разработки высоко оценили даже на инновационном саммите HundrED в Хельсинки. «МЭШ» вошла в число 100 лучших образовательных проектов мира. Но главное для создателей проекта – сделать обучение интереснее и эффективнее.
«МЭШ» включает в себя не только новый подход к программному обеспечению, но и обновление инфраструктуры учебных классов. Теперь у ребят есть возможность при помощи гаджетов и интернета узнать любую информацию, погрузиться в виртуальную реальность или спроектировать 3D-модели объекта. Неподъёмная кипа учебников стала вмещаться в планшет, а если материалов не хватает, то их можно загрузить по Wi-Fi. Деревянные доски заменили на интерактивные панели, на которых не только пишут, но и смотрят видеоматериалы. «Наша задача – создавать оператора знаний через «Московскую электронную школу», для того чтобы с помощью таргетированного контента помогать детям достигать более высоких результатов. Все, что мы делаем, мы делаем ровно для этого», – поделилась директор Центра технологической модернизации образования Департамента образования Москвы Марианна Лебедева.
Учителей «МЭШ» освободил от бумажной работы: вместо проверочных работ – интерактивные тесты, электронными стали журналы и дневники, а сценарии уроков загружены в библиотеке. В ней в общем доступе более 28 000 сценариев школьных программ по разным предметам. Интересно, что поучаствовать в создании уроков может любой педагог, поделившись своей уникальной методикой.
Благодаря сервисам проекта также получили новые возможности и родители. Теперь они могут в режиме онлайн участвовать в школьной жизни своих детей, например, в электронном дневнике следить за успеваемостью. В системе «Проход и питание» благодаря использованию детьми специальных браслетов и карт, всегда можно проверить их присутствие в школе, а также проконтролировать покупки в ресторане. Да, именно они «открылись» вместо привычных столовых.
Новые тренды в московских школах пришли не только в образование, но и питание. Благодаря масштабному проекту «Мой школьный ресторан» десятки скучных буфетов превратились в креативные пространства, где можно как вкусно и полезно пообедать, так и интересно провести время. Дизайн и даже меню зависят от школы. Так, в ГБОУ Романовская Школа московского Центрального округа появилась столовая в стиле «Романовская эпоха». Стоя у Зимнего дворца на линии раздачи, на обед можно взять запеченные яблоки, куриные конвертики, картофельный гратен, фруктовый салат или что-то более привычное, но всё равно вкусное.
Пообедав, ребята могут познакомиться с символами романовской эпохи: стены столовой украшают вензельные узоры, портреты представителей династии и большая карта Российской империи. «Нет слов, чтобы описать, как мы рады таким изменениям, – восхищается один из родителей. – Теперь у нас не просто столовая, а целый исторический музей! Дети с удовольствием ходят на обеды, больше общаются с друзьями и узнают много нового. Надеемся, что этот проект продолжит развиваться».
А в Юго-Восточном округе Москвы в ГБОУ № 1363 школьники обедают в итальянском кафе, украшенном рисунками и загадочными чертежами великого учёного Леонардо да Винчи. Перекусить можно или на средиземноморский манер: спагетти болоньезе, пончики, молочные коктейли, или выбрать что-то традиционное из классического меню.
Уже более 70 столовых в московских школах приобрели свой оригинальный стиль. Единственное, что их объединяет – на пищеблоках современное оборудование, на котором профессиональные повара крупных комбинатов готовят такие разные, но одинаково вкусные и сбалансированные блюда.
Кажется, что новые тренды в московской системе образования не просто идут в ногу с технологиями XXI века, а иногда и опережают их. Важно, что наряду с введением передовых электронных разработок в обучении в приоритете остаётся и личностная работа с каждым ребёнком. Для этого в школах создают предпрофессиональные классы и привлекают к сотрудничеству ведущие учреждения. Так, с будущими медиками секретами делятся сотрудники Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Также среди школьников много желающих освоить технические специальности, которые с интересом изучают компьютерное черчение, геодезию, картографию, оптику, сверхпроводники, программирование и протипирование. В московской системе образования придерживаются правила: качественное обучение детей сейчас – вклад в их профессиональное будущее.