Итоги всероссийского опроса по качеству социального питания подвели специалисты Общероссийского народного фронта. По результатам составлены топы и анти-рейтинги.
Оценить общую картину удовлетворенности населения питанием в школах, детских садах и больницах общественников побудили многочисленные жалобы на работу пищеблоков и столовых. В масштабном исследовании приняли участие 48 тысяч неравнодушных россиян из всех субъектов страны. «Это первый столь масштабный опрос, который проходит на независимой площадке проекта ОНФ «За честные закупки»», – отметил эксперт ОНФ Владимир Чернигов.
За основу рейтинга взята оценка трех ключевых критериев: вкусовые качества пищи, достаточность питания (порции), и условия, в которых кормят детей и пациентов. Топ-10 «анти-лидеров» по питанию возглавили: Оренбургская область (52,3% негативных отзывов), Республика Дагестан (52,3%) и Ульяновская область (52%). Также в ОНФ отметили, что по итогам проверок 2017 года во всех трех регионах были обнаружены признаки картельных сговоров. Меньше всего недовольных качеством питания, согласно опросу, в Калужской (8% негативных отзывов) и Вологодской (9%) областях, а также в Чувашской Республике и Астраханской области (по 9,3%).
Картину можно дополнить анализом информационного фона. Так, те же антиконкурентные соглашения при поставке социального питания ФАС зафиксировала в Санкт-Петербурге, Башкирии и Воронеже. По сведениям экспертов, сфера питания – одна из самых подверженных этому негативному явлению, наряду со строительством и обеспечением лекарствами.
В минувшем году крупные скандалы вокруг социального питания можно также отметить на Урале, в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Тверской области. Так, в челябинском детсадике воспитатели кормили детей плесневелом супом, крали из пищеблока котлеты. В Екатеринбурге по сей день продолжаются разбирательства со скандальным комбинатом питания ЕМУП «Золушка», с которым связывают целую серию массовых отравлений детей, а также многочисленные нарушения законодательства, в том числе мошенничество и завышение цен на услуги до 300%. Несмотря на разоблачение недобросовестного поставщика и несколько уголовных дел, ЕМУП снова участвовало в торгах и получило контракт на сумму более 53,65 миллиона рублей.
В Петербурге и Ленобласти зафиксировано множество случаев массовых отравлений и заражений детей кишечными инфекциями через продукты питания. Кроме того, выявлено, что один из поставщиков кормил детей фальсифицированной молочной продукцией. В Тверской области, по результатам проверок Россельхознадзора установлено, что в детских садах, школах и больницах кормят фальсифицированным молоком, маслом и творогом, говядиной с кишечной палочкой и сальмонеллой, а также рыбой с мышьяком. Такое питание не только не соответствует нормам, но и опасно для здоровья.
Тревожные новости уже имеются и в новом году: в Кемеровской области школьники массово падают в голодные обмороки. Как объяснили педагоги, речь идет о детях из льготных категорий населения, которым питание предоставляется за счет бюджета. Порции обедов для таких учащихся меньше, чем у остальных.
Столица страны в исследовании не упоминается. Однако можно отметить, что эксперты ситуацию с социальным питанием там оценивают в целом положительно. В Москве успешно пресекают попадание в пищеблоки фальсификата и некачественной питьевой воды с помощью специально оборудованных распределительных центров. Дошкольники обеспечены бесплатным пятиразовым питанием, а школьники могут формировать свое меню на выбор через электронный сервис. Никакой дифференциации в порциях для льготных и нельготных категорий учащихся нет.
«По объему средств соцпитание – это примерно 500 млрд рублей, то есть больше, чем закупки лекарств. Неудовлетворенность качеством очень высокая, а ответственность спущена на руководителей учреждений, у которых нет ни навыков, ни финансирования, ни полноценных полномочий», – высказался депутат Госдумы Антон Гетта. Необходимость изменения подхода к организации питания очевидна и давно обсуждается в среде экспертов. Так, в Госдуме сейчас идет активная работа над законом, который должен урегулировать сферу социального питания на федеральном уровне.