Сергей Кравцов в интервью ответил на вопросы о дистанционном обучении, о проекте «Цифровая образовательная среда» и новых стандартах в школах.
Образовательная система в России находится в постоянном развитии. Последние нововведения тесно связаны с эпидемией коронавируса и переходом многих учреждений на дистанционный формат работы. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в интервью рассказал, какие задачи ставят перед собой специалисты при подготовке и реализации образовательных проектов.
По словам Сергея Кравцова, несмотря на увеличение продолжительности каникул из-за распространения COVID-19, успеваемость учащихся по предметам не снизится. Учебные планы корректируются для полноценного освоения детьми школьной программы. Эффективную систему по данному направлению удалось разработать в Москве: в столичном департаменте образования была создана специальная программа для помощи школьникам в восполнении пробелов в знаниях. Под контролем находится ситуация и в регионах.
Также министр просвещения рассказал об особенностях проекта «Цифровая образовательная среда». «ЦОС — это помощь, усиление традиционной системы образования. В неё входит отечественная система видео-конференц-связи „Сферум“. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн», — уточнил он. Кроме того, на базе ЦОС ведётся разработка социальной сети для педагогов и учеников, а также формируется библиотека с необходимыми для учителей учебными материалами. Однако Сергей Кравцов подчеркнул, что очные уроки не будут заменены дистанционным обучением на постоянной основе.
В будущем благодаря «Цифровой образовательной среде» школьники смогут составлять портфолио для поступления в вузы. В «цифровую биографию» можно будет добавлять дипломы и сертификаты, полученные за участие в олимпиадах, конкурсах и внеучебных активностях. Также предполагается, что сервис станет хранить информацию об успеваемости школьников. На основе собранных данных учащимся будет предлагаться индивидуальный план по восполнению пробелов в знаниях. «Внедрение цифровых технологий позволит сделать образовательный процесс более индивидуальным, а значит, эффективным», — добавил Кравцов.
Ответил министр и на вопрос об изменениях в сфере школьного питания. Для улучшения качества рациона учащихся в регионах введут единые стандарты. Новые нормы будут основываться на опыте субъектов РФ, где удалось создать эффективную систему организации питания учеников. «Мы готовим единые рекомендации с учётом уже накопленного опыта. Мы провели большую Всероссийскую конференцию по питанию школьников вместе с Роспотребнадзором, Министерством здравоохранения, собрали лучшие практики. Сейчас их обобщаем», — сообщил министр.
В вопросах организации питания школьников можно отметить опыт Москвы. В столице сферу удалось усовершенствовать благодаря централизации и серьёзному контролю качества блюд. На предприятиях, которые поставляют питание в московские школы, процесс проверки продукции начинается с её приёма. На базе комбинатов открыты собственные лаборатории, где проводится оценка качества ингредиентов. Предприятия оснащены современным оборудованием, благодаря которому процесс приготовления завтраков и обедов практически полностью автоматизирован. В бракеражном процессе участвуют сотрудники комбинатов и представители образовательных учреждений. Убедиться в качестве завтраков и обедов в Москве могут и родители, для этого операторы организовывают специальные дегустации в столовых школ. Кроме того, в соответствии с пожеланиями мам и пап меню учеников может корректироваться. Столичная система организации питания школьников была высоко оценена отечественными и зарубежными экспертами, в некоторых регионах России уже начали ориентироваться на данную модель.
В ходе интервью Сергей Кравцов также прокомментировал процесс корректировки новых школьных стандартов (ФГОС) по предметам. Он уточнил, что проекты в данный момент проверяются экспертами межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования. В случае одобрения проектов рабочей группой их могут утвердить в феврале или марте этого года.
Дал министр просвещения и оценку нацпроекту «Образование». По его словам, для увеличения эффективности образовательных программ была проведена их оптимизация. «Мы усилим работу по повышению качества образования, в том числе в сёлах и малых городах. Для сельских школ необходимо создать условия, прежде всего материально-техническое обеспечение, подготовку учителей. За счёт этого мы достигнем поставленной президентом цели вхождения в десятку лучших систем образования», — заключил Сергей Кравцов.