В Петербурге при наличии немалого количества горожан с расстройствами аутистического спектра практически нет условий для детей с РАС.
Система образования Петербурга не подготовлена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Детские сады и школы, которые готовы принять ребенка с особенностями развития, в нашем городе можно пересчитать по пальцам. Без систематического решения этой проблемы власти вынуждают горожан переводить детей с аутизмом на «домашнее» или «индивидуальное» обучение, обрекая их на еще большую изоляцию.
Ребенок с аутизмом с трудом понимает социальные правила и принимает изменения. Нарушения в развитии таких малышей часто сопровождаются сложностями в самообслуживании. Поэтому в семьях, где они воспитываются, один из родителей чаще всего вынужден отказаться от возможности работать. В таком положении чаще всего оказываются мамы. Между тем, «домашнее обучение» не обеспечит ребенку и его семье включенность в общество. Возможность посещать детский сад, а затем и школу наравне со сверстниками — очень важна для развития и социализации детей с поведенческими нарушениями.
Однако инклюзивность предполагает особую подготовку учебных заведений, которые в состоянии принять детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и работать с ними, пусть и по адаптивной индивидуальной программе. Для этого в детских садах и школе должны быть оборудованы специальные зоны сенсорной разгрузки. Воспитателям, учителям и психологам необходимо проходить регулярное обучение эффективным методикам психолого-педагогической помощи с учетом современных мировых практик. Ребенка в образовательном учреждении должен сопровождать индивидуальный тьютор.
Все это выполнимо, если есть готовность и желание помочь горожанам с особыми потребностями. Тем более «Закон об образовании в Российской Федерации» не разделяет детей на какие-либо группы, гарантируя всем возможность получать образовательные услуги в соответствии с их потребностями и возможностями. Однако в Петербурге с численностью населения более 5 млн человек, где проживает около 9 тысяч горожан с РАС (по оценкам ВОЗ и Минздрава России), лишь несколько детских садов и школ готовы обеспечить им инклюзивное обучение. Несложно представить ту армию семей, которые без систематической поддержки городских властей обречены на затворничество и невозможность социализироваться.
Петербург не способен обеспечить реализацию права на образовательные услуги не только детям с особенностями развития, но и без таких особенностей. В городе по-прежнему не хватает около 50 школ и 100 детских садов. Из-за этого своей очереди в дошкольные образовательные учреждения все еще ждут 19 тысяч малышей.