В Москве уже много лет действует запрет на строительство нового жилья без необходимой инфраструктуры: рабочих мест и социальных объектов. Его ввел мэр столицы Сергей Собянин. В Санкт-Петербурге таких требований к застройщикам нет. И это лишь усугубляет проблему нехватки детских садов, школ и поликлиник.
В середине мая был сдан в эксплуатацию один из последних социальных объектов в Санкт-Петербурге. Им стал детский сад на Пейзажной улице, 8 в Красногвардейском районе. Детский сад на 190 мест построил застройщик, занимающийся возведением ЖК «Цветной город». В трехэтажном садике есть все необходимое для работы с малышами: бассейн, помещения для отдыха, занятий и игр, музыкальный и физкультурный зал, медицинский кабинет, прачечная и столовая с пищеблоком. И хотя возведение нового социального объекта — радостное событие местного и городского масштаба, он не в состоянии покрыть потребность жителей квартала «Цветной город» в местах в детский сад.
Фиксированный норматив обеспеченности социальными объектами, который действует в Санкт-Петербурге, предусматривает 60 мест в садах и 120 — в школах на каждую 1000 человек. То есть сад на 190 мест способен обеспечить потребности в таком виде социальных объектов лишь 3160 человек. Еще один детский сад, который внутри квартала запланировал построить девелопер, тоже не решит проблему дефицита социальных объектов в микрорайоне, где планируется возведение более 2 млн. кв.м. недвижимости. Только в 19-м квартале, где был введен в эксплуатацию новый детский сад, построены и эксплуатируются уже 8 жилых корпусов. Еще 14 будут построены позже. При городском нормативе обеспеченности жильем в 28 кв.м. на одного человека два детских сада станут каплей в море накопившихся проблем.
Проблема острой нехватки социальных объектов в новых кварталах в Санкт-Петербурге не теряет своей актуальности уже много лет. При этом девелоперы, как могут, по личной инициативе и за собственные средства, стараются ее решить. В глазах потенциальных покупателей проект с социальной инфраструктурой выглядит более привлекательно, а значит, его капитализация повышается.
Однако далеко не каждый застройщик принимает на себя обязательства по обеспечению новых кварталов социальными объектами. Лишь треть соцобъектов в городе создается девелоперами. Виной тому невнятная позиция властей. Как признался в 2020 году заместитель председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгений Барановский, новых серьезных договоров комплексного освоения территорий в Петербурге в последние годы нет, так как нет больших земельных наделов и практики работы в рамках этих договоров. Несмотря на дефицитный бюджет, городские власти прибегают к схеме партнерства в финансировании «социалки». Некорректные данные по количеству жителей не позволяют оценить реальную ситуацию с нехваткой мест в социальных объектах. Усугубляет ситуацию и то, что часть земельных наделов город продавал еще 10 лет назад, совсем не задумываясь о том, чтобы прописать в договорах конкретные обязательства по строительству социальных объектов.
Вот и получается, что Петербург отстал от Москвы минимум на 8 лет: мэр столицы Сергей Собянин еще в 2014 году запретил строить новое жилье без необходимой инфраструктуры, которая включала бы рабочие места и социальные объекты. Своевременная работа с застройщиками московских властей позволяет даже менять проекты планировки территорий, уменьшая объемы жилья в пользу увеличения числа социальных объектов и создания новых рабочих мест. При этом все инфраструктурные проекты в Москве строятся одновременно с жилыми корпусами, а не с опозданием, как это часто происходит в Санкт-Петербурге.