Школьники из Сибирского и Южного федеральных округов чаще других юных россиян страдают от избыточного веса,
выяснили эксперты. Основная причина нарушения обмена веществ у детей – нездоровые пищевые привычки, полученные в семье. Усугубляет ситуацию отказ учащихся от питания в школе – после фастфуда еда из столовой кажется невкусной.
Для гармоничного развития детскому организму требуется дробное питание, сбалансированное по жирам белкам и углеводам, богатое витаминами и микроэлементами. Диетологи советуют ограничивать детей в употреблении фастфуда, сдобы, белого сахара, трансжиров, усилителей вкуса. Однако, по заявлению руководителя Института отраслевого питания Владимира Чернигова, многие малыши лишены необходимого рациона. «Дома многие дети не получают первое блюдо, злоупотребляют сладким, газированными напитками, рафинированными продуктами, белым сахаром и так далее», – рассказывает эксперт.
Формированию неправильных пищевых привычек содействуют родители. «Дети неосознанно копируют пищевые привычки своей семьи – если от ребенка родители требуют есть здоровую пищу, а сами злоупотребляют хлебом, чипсами, жирным и жареным, ребенок будет копировать их поведение», –
сообщают эксперты, опрошенные изданием «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».
Не первый год специалисты стараются улучшить систему организации социального питания на федеральном уровне. Но дети, привыкшие к вредной пище, отказываются от непривычных школьных блюд. «Поэтому так неохотно едят в школе молочные блюда, супы, рыбу – не потому что невкусно, а потому что они просто не привыкли к такой еде. Как результат, заболевания желудочно-кишечной системы, ожирения, болезни печени», – предостерегает Владимир Чернигов.
В российской столице к работе по воспитанию полезных привычек у детей подключились даже пищевые комбинаты. Сам подход организации школьного питания в Москве изменен таким образом, чтобы максимально снизить отказ детей от вредной еды в школе. Так, в рамках проекта «Мой школьный ресторан» обычные столовые реконструируют в комфортные обеденные залы по типу кафе. В таких помещениях детям приятнее проводить время, завтракать и обедать. Профессиональные повара работают не только над качеством и вкусом блюд, но и их аппетитной подачей. В меню стараются оставлять те блюда, которые пользуются популярностью у детей, не изменяя при этом принципу пользы. Из столичных школ исчезли буфеты со сдобой и сладкой газировкой, вендинговые автоматы, теперь только полезные фрукты, салаты, живые йогурты и соки в пунктах «Здравушка». Также сотрудники комбинатов проводят занятия, дегустации и мастер-классы, на которых детям объясняют, какие блюда полезны.
Опыт столицы активно перенимают регионы. Пока не везде обеспечен должный уровень, социальное питание в учреждениях образования организуется по привычным схемам, давно утратившим актуальность. Пищеблоки многих школ и садиков нуждаются в полной модернизации, начиная с оборудования, а также в переобучении персонала. Тем не менее с каждым годом ситуация постепенно улучшается.
При этом, как отмечают специалисты, усилия экспертов будут потрачены впустую, если правильные пищевые привычки не будут прививаться ребенку в семье. Все российские школы и детские сады руководствуются едиными нормами СанПиН, детские блюда готовятся с учетом требований экспертов. Но начинать воспитывать в детях культуру питания стоит дома