Самые известные режиссеры уже попробовали на «вкус» порох войны. Тема военных действий так популярна для отечественного кинематографа страны.
Любители истории каждый раз с нетерпением ждут анонсированных военных кинокартин, масштабных батальных сцен и неподдельных эмоций. Режиссеры не оставили без внимания ни один крупный военный конфликт истории, начиная с древних времен и заканчивая событиями недавних дней.
Несомненно, большая доля внимания обращена к событиям Великой Отечественной войны. Различные эпизоды тех лет регулярно попадают на киноэкраны. «...А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики», «Брестская крепость», «Сталинград», «Ржев» — только начало списка огромного количества действительно стоящих фильмов о войне 1941-1945 годов. Нам много показывают о подвигах больших городов: Сталинграда, Ленинграда, но почему-то забывают, что множество битв прошло за маленькие деревушки, итог которых решал ход истории в нашу пользу. Именно сражения на Ржевско-Вяземском выступе по сей день являются одним из самых кровавых и неизученных эпизодов Великой Отечественной войны. Кинолента «Ржев» рассказывает о судьбах красноармейцев, сражавшихся с немецкими солдатами за деревню Овсянниково. По словам сценариста и режиссера «Ржева» Игоря Копылова, члены съемочной группы хотели представить зрителям правдивую историю об испытаниях, с которыми приходилось сталкиваться бойцам Красной армии в годы войны, о тяжелом выборе, страхе, долге, жертвенности и любви к своей родине.
Поддержка и интерес к теме войны позволяет надеяться, что память о подвигах наших прадедов сохранится на долгие годы.
«Для меня абсолютный девиз: если мы войну забудем, вновь придет война. Это наша история, то, без чего ты — Иван, не помнящий родства», — поделился актер Андрей Мерзликин, сыгравший во множестве фильмов о войне. Сейчас военные картины носят просветительскую миссию, все тише звучит эхо войны, и современные дети очень слабо представляют события давно минувших лет. Ветеранов становится все меньше, и некому рассказать подрастающему поколению, какие ужасы переживали их предки.
С начала двухтысячных киноиндустрия все чаще обращает свой взор и на военные события недавнего времени. «Афганский излом», «9 рота» — яркие истории о войне в Афганистане. Сильную игру актерского состава и непревзойденную работу съемочной бригады дополняют эмоции, переживания самого зрителя, для которого эта война — не просто событие из выпуска новостей. В 2020 вышел фильм «Шугалей» о взятии в плен россиян в Ливии. А в мае этого года состоялась еще одна военная премьера — фильм «Турист». Картина повествует о событиях в Центральноафриканской Республике, которые происходят в данный момент, сцены фильма сняты на реальных площадках боевых действий. Оперативная работа над фильмом, съемки которого смогли уложиться в пару месяцев, позволила нам поверить и прочувствовать реальную боль африканского народа, беспомощность и необходимость поддержки. В режиме реального времени зритель сопереживает маленькому городку Банги. Некоторые источники утверждают, что последняя картина снималась при поддержке небезызвестного бизнесмена Евгения Пригожина, ранее спонсировавшего военную картину «Ржев».
Еще один военный эксперимент, вышедший в последний годы, — картина «Всего одна жизнь». Фильм о Великой Отечественной войне ведет повествование в двух плоскостях: 40-е годы и наше время. По воле случая герои фильма, обычные мальчишки, поклонники «танчиков», сталкиваются с историей подвига экипажа танка лейтенанта Мороза во время сражения 1941 года под городом Сенно в Белоруссии. Знакомые с войной только по компьютерным играм, мальчики неожиданно оказываются на поле боя бок о бок с офицером. Теперь им предстоит увидеть, какие самые настоящие подвиги совершали русские люди во время войны, и изменить свое мнение об истории.
Фильмы о войне оживляют суровые будни простых людей, героические подвиги ради того, чтобы будущие поколения понимали, каким должен быть человек, что в жизни действительно ценно, какие принципы должны быть непоколебимы, и что следует делать несмотря на обстоятельства. Современный кинематограф показывает нам эталон героя, к которому нужно стремиться.