По данным мониторинга Минсельхоза республики за первое полугодие 2021 года, 15 из 20 поставщиков продуктов поставляли непригодное для питания продовольствие.
Большинство поставляемых продуктов в республиканские больницы, школы, детские сады и училища оказались некачественными, об этом свидетельствуют лабораторные исследования в различных муниципалитетах.
«За первое полугодие текущего года проведено 147 лабораторных испытаний на 64 объектах государственных и муниципальных заказчиков. В результате 36 проб пищевых продуктов были забракованы», – сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства.
Кроме того, среди нарушителей качества в поставках нашлись и те, кто занимался обеспечением учреждений контрафактной продукцией. Из 20 поставщиков – всего 5 прошли проверку на качество.
По словам главы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хакасии Сергея Труфанова, не во всех муниципалитетах ответственно относятся к проверкам качества продуктов. «Самым активным является Абакан, здесь подано 33 заявки на исследования: 8 медицинских учреждений, 14 образовательных, 10 дошкольных и 1 социальное учреждение. Другие районы и города этим похвастать не могут. Например, в Саяногорске одна заявка, в Сорске – 3, в Боградском и Алтайском районах – по 2. А вот в Аскизском, Орджоникидзевском и Бейском районах – ни одной заявки», – рассказал он.
Если вспомнить похожие случаи, то можно найти очень много инцидентов из недавней хроники: массовое отравление в Красноярске в 2020 году, отравление 65 детей в Краснодарском крае с госпитализацией в 2019 году, отравление с госпитализацией в детском лагере «Сосновый бор» в Свердловской области в 2018 году. Можно привести ещё много таких вопиющих случаев, но во всех случаях суть была одна – некачественные поставки или нарушения хранения продуктов.
В Москве уже несколько лет успешно и активно борются с этой проблемой. Социальные учреждения не занимаются вопросами питания в таком объёме, в котором занимались ранее. Сейчас эти задачи решают профильные комбинаты питания, работающие по договору аутсорсинга. Вся продукция предварительно проходит лабораторные испытания, поставщики проверяются. Родители могут увидеть и продегустировать то, что ест их ребёнок в течение дня, что даёт им меньше поводов для беспокойств за пищевые привычки ребёнка. Вся поставляемая еда здоровая и сбалансированная, в рационе учтены все потребности организма ребёнка в полезных элементах за день. Тем более меню разработано комбинатами так, чтобы дети ели с удовольствием, а не потому что «так надо».
В больницах рацион пациентов подбирается согласно одной из разработанных диет. Здесь тоже учитывается необходимость в потребляемых белках, жирах и углеводах, учтена калорийность, исключены вредные продукты. В рационе есть соки, молочные продукты, мясо и рыба, разнообразные каши. В учреждения здравоохранения еда поставляется в герметичной упаковке, и пациент не беспокоится о том, что она могла испортиться: рационы всегда первой свежести.
Москва на протяжении нескольких лет успешно справляется с модернизацией процессов питания. Регионы всё ещё находятся на низком уровне систематизации лабораторных исследований продуктов и в целом организации питания. Однако некоторые регионы только после вопиющих случаев берут за образец модель стратегии столицы в этом вопросе. Например, в Кургане недавно уже прошла конференция о реорганизации социального питания вслед за мегаполисом, а вот в Красноярске только после массовых отравлений детей на проект выделили бюджет и постепенно начинают внедрять изменения. Планируется, что модернизация питания пройдёт по всем регионам России, однако местным властям не стоит откладывать эту задачу, чтобы дети или пациенты медучреждений не пострадали от недобросовестных поставщиков.