Репутацией дорожит каждый приличный бренд, любая компания. Ее создание — всегда тяжелый труд. При этом любой маркетолог в курсе, как легко обрушить этот карточный домик единственным неверным шагом. Всего за несколько жарких месяцев российские компании успели изрядно оскандалиться, за что получили жесткое неодобрение потребителей.
Семейная ЛГБТ-идиллия «ВкусВилл»
Пожалуй, наиболее резонансным можно назвать скандал вокруг сети магазинов «ВкусВилл». В последний день «Месяца гордости», 30 июня, компания опубликовала статью с историями семейного счастья. И все бы ничего, но среди обычных героев оказалась ЛГБТ-семья.
Официальные аккаунты «ВкусВилла» оказались завалены негативными отзывами и угрозами, а героини рекламы подверглись травле. Многие потребители объявили сети супермаркетов бойкот. Компания оперативно удалила скандальный материал и извинилась перед покупателями, объяснив все непрофессионализмом маркетологов. Вдогонку бренд получил обвинения в трусости и паразитировании на актуальной повестке.
Заигрывания с ЛГБТ-тематикой от суши-ресторанов «Тануки»
В начале июня уже успела оскандалиться сеть суши-ресторанов «Тануки», и тоже из-за заигрывания с ЛГБТ-тематикой. Компания сменила традиционную «аватарку» на радужную. Этот шаг клиенты сети расценили как солидарность с ЛГБТ-сообществом. Буквально за несколько часов в официальной группе ресторанов во «ВКонтакте» появилось 4 тысячи оскорблений и гомофобных угроз. Для «Тануки» это не первая провокационная выходка, в прошлом году фирма оказалась в центре скандала из-за рекламы, пародирующей правозащитные движения «All Lives Matter» («Все жизни важны») и «Black Lives Matter» («Жизни черных важны»). Тогда в Instagram-аккаунте компании появился хештег «всероллыважны», что покупатели расценили как попытку хайпа. А два года назад «Тануки» обвинили в фэтшейминге (унижение, высмеивание или оскорбление человека или группы людей за полноту, — прим. ред.) за рекламное фото с полной девушкой.
Выпивка для школьников и кафе «Мезонин»
За лето умудрились подмочить репутацию и локальные представители петербургского бизнеса. В Северной столице традиционный праздник выпускников «Алые паруса» не обошелся без скандала, связанного с продажей алкоголя школьникам. Кафе «Мезонин» при «Гранд Отеле Европа» обвинили в попытках увеличить выручку за счет детей.
Больше всего негодовали родители выпускников, которые не попали на набережную из-за усиленных противоэпидемиологических мер, и поэтому не смогли вовремя прекратить спаивание подростков. Вот что об этом рассказала очевидица: «Сегодня вечером, до старта шоу, прям на Невском в Мезонине в Гранд Европе спокойно реализовывали алкоголь. Нет, не бокалами, как принято в заведениях, а бутылками… Только при мне несколько групп школьников приобрели спокойно алкоголь».
Событие получило большой резонанс, так как праздник «Алые Паруса» является брендом города, и трансляцию с общегородского выпускного вечера смотрели в 87 странах мира. После громкого случая многие клиенты «Мезонина» признали, что у кафе и без скандалов хватает проблем: официанты нерасторопные и пренебрегают санитарными нормами, а стоимость блюд не соответствует качеству и вкусу. Однако с многих онлайн-площадок негативные отзывы стали исчезать, что спровоцировало новую волну негатива: клиенты стали жаловаться на попытки заведения скрыть неприглядную правду.
Устрицы от More&More
В мае текущего года еще один ресторан, на этот раз в Казани, совершил большую репутационную ошибку. Во время открытия летней веранды 22 мая гостей More&More угостили устрицами, однако почти все клиенты модного ресторана позже пожаловались на симптомы, схожие с отравлением. За участие в промоакции заведения здоровьем поплатились 10 пострадавших. Ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор.
Репутационные скандалы в современном информационном пространстве вещь настолько привычная, что эксперты даже составляют рекомендации, как минимизировать их последствия. Однако восстановить подорванное доверие бывает крайне сложно. Эксперты отмечают, что пандемия настолько подпортила дела бизнесу, что даже года может не хватить, чтобы он вернулся на докризисный уровень. В такой ситуации репутационное фиаско может сильно ударить по прибыли и даже похоронить весь бизнес-проект.