Вагоны-рестораны в России появились еще в 1896 году и просуществовали более ста лет. Сейчас их планируют убрать в большей части поездов. Их сохранят только в туристических и фирменных составах.
«Вагон-ресторан воспринимаю как нечто дорогостоящее. Считаем, его нужно оставить в определённых поездах: фирменных, туристических», —
сказал глава холдинга Олег Белозёров.
При этом Олег Белозёров добавил, что в других поездах будут подавать быстроразогреваемую еду, которая была заранее приготовлена. И в этом принципиальное отличие вагонов-бистро от железнодорожных ресторанов. В вагоне-ресторане еда всегда готовится на ходу, пока состав едет до пункта назначения, для блюд используют сырые продукты и полуфабрикаты. За разнообразие и качество блюд здесь отвечают операторы питания. Сейчас РЖД сотрудничает с 12 компаниями, арендующими соответствующее число вагонов-ресторанов.
Еда для вагонов-бистро будет производиться в цехах, и уже готовая, в контейнерах, поставляться в поезда. Для того чтобы получить билет в вагон-бистро, нужно будет заплатить депозит в 2000 рублей. РЖД уже несколько лет практикует использование готового питания в «Сапсанах» и «Ласточках». Поставками бортовой еды для нужд РЖД все это время занимается компания-монополист ООО «ЕСП», которая входит в состав многопрофильного холдинга RBE Group.
Однако не всё так просто, на просторах интернета
появляется всё больше отзывов о низком качестве еды в «Сапсане»: то сэндвич с плесенью, то в супе жир плавает, заварной кофе, похожий на растворимый. Кроме того, пассажиры скоростных поездов жалуются на то, что еду приносят холодную, и по стоимости она недешёвая.
Альтернативы готовому бортовому питанию от «ЕСП-сервис» в «Сапсанах» и «Ласточках» не предлагают, поэтому о повышении качества еды в условиях конкурентной борьбе с другими поставщиками речи не идет. Действующий поставщик закрывает глаза на все жалобы пассажиров. Это и вызывает беспокойство. Кто даст гарантию, что в перепрофилированных под вагоны-бистро вагонах-ресторанах оператором питания станет другая компания?
Еще два месяца назад в интернете начали собирать подписи
за сохранение вагонов-ресторанов. «Это целая эпоха, целая культура!», — говорится в петиции, адресованной руководству компании и Минтрансу. Авторы петиции уверены, что вагоны-рестораны наравне с подстаканниками можно считать визитной карточкой РЖД, которую нужно сохранить. В других странах вагоны-рестораны по-прежнему функционируют. Это и вагон-ресторан «Восточного экспресса», курсирующего по направлению Бангкок-Сингапур, и
многие другие. Дорого, но качество говорит само за себя. Кроме того, всегда можно придумать вариант проще и дешевле. Например, заключить договор на поставки с несколькими организаторами питания, используя преимущества конкурентной борьбы корпораций за желудки пассажиров.