РЖД продолжает фонтанировать идеями о развитии ресторанного бизнеса в поездах. Концепцию вагона-бистро сменяет идея о зонтичном бренде, идея «разогрели и применили» переходит в «разогрел – подал». Пассажиры при этом просят, чтобы еда была свежей, безопасной и не стоила дороже билета на поезд.
В конце мая глава холдинга «РЖД» Олег Белозеров сообщил, что компания собирается отказаться от вагонов-ресторанов и рассматривает иные варианты организации питания в поездах. По его словам, вместо горячей «ресторанной» еды путешественникам будут предлагать иной список блюд, которые можно быстро разогреть, например, бургеры.
«Соответственно, это определенный тип питания, и мы хотели бы, чтобы в поездах это тоже можно было бы себе позволить. Сделали набор, затем разогрели и применили», – сказал глава РЖД.
После заявления последовали комментарии путешественников, которые иронизировали, что слова «разогрели и применили» давно являются слоганом «Сапсанов».
А после августовского отравления детей в поезде Мурманск-Анапа в РЖД заявили, что переход к концепции «разогрел – подал» должен свести к минимуму риски заражения пассажиров. Однако многие скептически относятся к такому утверждению. В настоящее время сфера питания в пассажирском транспорте практически разделена между крупнейшими фирмами – «Федеральной пассажирской компанией» («ФПК») и «НапиткиТрансСервис» («НТС»), принадлежащей холдингу RBE Group. Даже после отравления и инициированных проверок не исключено, что кормить пассажиров, возможно, будет все тот же холдинг, на качество работы которого люди постоянно жалуются.
Следует добавить, что с 2009 по 2019 год рационы в «Сапсаны» и «Ласточки» поставляла «Единая сеть питания» – комбинат по производству готовых рационов и полуфабрикатов для пассажиров РЖД, а услуги стюардов предоставлял оператор «ЕСП-сервис». Обе компании, как и «НТС», принадлежали RBE. Два года назад холдинг объявил о реорганизации активов, ООО «ЕСП» и ООО «ЕСП-Сервис» были присоединены к ООО «РБЕ» и перешли под единое управление. В холдинге тогда заверяли, что благодаря слиянию активов удастся создать для пассажиров «комфортное мультисервисное пространство», на деле все осталось без изменений, а количество жалоб от пассажиров изо дня в день только растет.
До сотрудничества с РЖД холдинг занимался организацией армейского питания и строительным бизнесом, а затем переориентировался на бортовое питание. Уже несколько лет ходят слухи, что RBE намерен монополизировать сервис на всех поездах. Пассажиры надеются, что когда-нибудь еда станет съедобной, и можно будет без опасений покупать бургеры, сэндвичи, снеки и напитки. Однако пока многие путешественники скоростных поездов предпочитают брать еду с собой, что снижает уровень комфорта поездки.