Холдинг «РЖД» приступил к внедрению новой концепции питания. В некоторых поездах дальнего следования пассажирам теперь предлагают готовые блюда, произведенные на комбинате. Вагоны-рестораны, успевшие стать неотъемлемой частью пассажирского сервиса, могут вскоре исчезнуть. В скоростных поездах «Сапсан» питание давно организовано через буфеты с готовой пищей, но клиенты «РЖД» этим недовольны.
По некоторым данным, первый вагон-ресторан в российском поезде появился в 1910 г. на маршруте Петербург-Вержболово. Поначалу такие вагоны присутствовали на южных, курортных направлениях, в них даже пытались внедрить комплексные обеды. Массовому распространению вагонов-ресторанов помешала Первая мировая война. Однако по ее окончании начинается массовый выпуск «егоровцев» – вагонов производства Ленинградского вагоностроительного завода им. И. Е. Егорова. На заводе в том числе производили мягкие вагоны-рестораны.
В 30-е годы общепит на колесах становится настоящей базой для внедрения новых стандартов еды.
«Общественное питание должно пойти навстречу повысившемуся спросу потребителей со всем разнообразием питательных и вкусных блюд, изготовляемых на кухнях», – пишут составители справочника «Нормы раскладки и краткие правила изготовления улучшенных блюд для столовых железнодорожного транспорта».
Хабаровский кулинарный блогер и критик Сергей Хамзин в своих исследованиях общепита также не обошел вниманием вагоны-рестораны. Он описал их послевоенное развитие.
«15 июля 1944 года из Москвы в Хабаровск впервые (с довоенных лет) отправился пассажирский поезд с вагоном-рестораном. Третью часть всего пространства занимала кухня. В ней стояла довольно большая 4-комфорочная печь, которая долгое время топилась исключительно углем», – пишет исследователь.
Стоимость питания в поездах советские граждане оценивали, как высокую. Однако цены на блюда строго регламентировались, поставщики не имели возможности их завышать под страхом серьезных санкций. Ассортимент блюд в послевоенное время был скромен, на том же маршруте «Москва – Хабаровск» в меню входило 2-3 варианта супа и несколько наименований горячих и холодных закусок. Зато на вкус и качество никто не жаловался.
Как отмечает один обозреватель, блюда готовили из простых продуктов: мясо, крупы, мука, зелень, консервированный горошек. Так, в состав салата «Пассажирский» входили говяжья печень, соленые огурцы, лук, морковь, отварное яйцо и картошка, приправляли его растительным маслом и майонезом. При достаточно ограниченном наборе продуктов блюда были сытными, а качество кухни было выше нынешнего, отмечают эксперты. В еду не добавляли так называемую «химию» – консерванты и усилители вкуса.
В современных вагонах-ресторанах меню и стоимость блюд определяет сам поставщик, их на сегодня 12. О качестве пищи красноречиво говорят события: буквально этим летом прогремел крупный скандал с отравлением десятков детей пищей из вагона-ресторана. В этом году РЖД планирует внедрить новую систему питания, при которой кормить всех пассажиров будут готовыми блюдами по единому меню и единым для всех операторов ценам. Соответственно, в поездах останутся только те поставщики, которые смогут выполнить данные требования.
Однако пассажиры высказывают скепсис по поводу новых принципов питания – многие уже обожглись на буфетной еде в «Сапсанах».
«Печенье как пропитанный туалетным “Утенком” поролон. Вкус и запах этого «изделия» настолько химичен, что меня хватило на пару укусов – остальное пошло в помойку, а руки еще долго пахли стеклоочистителем», – рассказывает Татьяна.
«Лосось оказался маленьким кусочком непрезентабельного вида – в ресторане за 480 р. это мог быть стейк покрасивее и побольше. Сырники жирноватыми показались, промасленными, хотя на вид неплохие», – описывает впечатления пассажирка Вероника.
«Булка была холодной, от этого, она показалась мне не вкусной и никакой. В составе продукта присутствует много E-шек и мясо механической обвалки», – констатирует в своем отзыве фуд-блогер Анастасия.
На данный момент организацией питания в скоростных поездах занимается RBE Group. В апреле холдинг Андрея Шокина выкупил у алкогольного дистрибутора Alianta Group 49% долю в ООО «Напитки ТрансСервис» (НТС). Данный оператор также успел заполучить плохую репутацию: по некоторым данным, сотрудники НТС причастны к массовому отравлению детей в вагоне-ресторане.
«Питание отвратительного качества! Кроме того, все поставляется в касалетках со сроком хранения в замороженном виде – 45 суток», – сообщают очевидцы.
В то же время нежалуемый пассажирами поставщик RBE Group таким образом расширяет сферу своего влияния, не слишком заботясь о качестве услуг.