От ресторанных изысков до подогретых консервов: как меняется питание в поездах
«РЖД» меняет подход к организации питания. Пассажиров интересует, станет ли еда вкуснее.
Ведущий российский железнодорожный перевозчик анонсировал смену концепции питания в поездах. Блюда будут готовить стационарно на фабриках-кухнях, а во время следования состава выдавать их пассажирам в буфетах. При этом для всех поставщиков питания будут внедрены единое меню и цены. Новая система уже тестируется на некоторых маршрутах. Пассажиры «Сапсанов», знакомые с похожим принципом организации питания, ожидают подвоха.
Вагоны-рестораны на российских железных дорогах появились в XX веке. Пассажирский рацион постоянно менялся под влиянием различных факторов, в том числе, экономического положения в стране. Так, в советское время сфера общепита, в том числе и в поездах, отражала общую идеологию процветания народа.
«Наша Родина превращается в страну социалистического изобилия.Общественное питание должно пойти навстречу повысившемуся спросу потребителей со всем разнообразием питательных и вкусных блюд», – пишут авторы брошюры, выпушенной в 1937 году.
В справочнике представлены блюда, которые предлагалось подавать в вагонах-ресторанах и вокзальных кафе. Причем многие из них достойны люксовых ресторанов. Например, в перечень первых блюд входит французский суп-потафе с мясом и савойской капустой, а также суп-озейль из молодых овощей. На второе шли паприкаш из говядины с гарниром из картофеля «метрдотель», гренадины из телятины с картофельным суфле, кавказский мусак с баклажанами и другое. В меню входило разнообразие закусок – всевозможные паштеты, мясные рулеты и форшуа из дичи. Для сытного завтрака вполне бы подошла каша «Гурьевская» с миндалем, цукатами, консервированными фруктами и ванилью.
Такие деликатесы из дефицитных продуктов стоили недешево, и позволить себе их могли не все. Однако пассажиры могли быть уверены, что получат вкусные свежеприготовленные блюда без ароматизаторов и усилителей вкуса. В послевоенное время в стране закономерно ощущались проблемы с продуктами, потому меню в вагонах-ресторанах было поскромнее. В современных поездах дальнего следования меню, а также стоимость блюд, разрабатывается отдельно каждым поставщиком. Именно это намерены изменить в «РЖД», обязав операторов оказывать пассажирам услуги питания по единым стандартам.
Примечательно, что первые вагоны-рестораны, возникшие еще в 1910 году, входили в состав поездов-экспрессов. В 2007 году на российских железных дорогах появились скоростные поезда. В «Сапсанах» нет громоздких кухонь и штата поваров. В бистро этих поездов пассажирам предлагают рационы, приготовленные на комбинатах поставщика. На сегодня это крупный холдинг RBE Group, которому также принадлежит сеть придорожных кафе Mgrillcafe.
Блюда герметично расфасованы в одноразовую посуду, перед подачей их разогревают. Система удобна, однако для сохранности пищи в течение долгого времени в ее состав добавляют консерванты. Меню периодически обновляется, как правило в него входят несколько супов, горячих блюд и салатов, сэндвичи, десерты, напитки. Однако у пассажиров регулярно возникают претензии к ассортименту: как и традиционное недовольство высокой ценой, так и вопросы к вкусу и качеству.
«На начинку, конечно, поскупились. Сам хлеб небольшой, один кусочек салата и два мазка творожного сыра вроде Альметте», – описывает сэндвич путешественница Ксения.
«Хуже каши, чем здесь я не пробовал. Она как будто отдает химозой, и очень противная на вкус. Очень сильно разваренная», – делится впечатлениями Максим.
«Вагон-бистро не может быть полноценной заменой ресторана именно в силу того, что все блюда разогреваются и подаются в одноразовых контейнерах. Но если вы голодны, то наесться можно запросто, главное быть непривередливым», – ранее писал тестировавший поезд обозреватель.
Примечательно, что в дирекции самого холдинга «Сапсан» относят к высокому ценовому сегменту. Это озадачивает пассажиров, которые за более высокую стоимость не согласны получать услуги «терпимого» качества. С внедрением буфетной системы организации питания такие же блюда могут появиться и в поездах дальнего следования.