В декабре РЖД отмечает собственный праздник — День высоких скоростей. Он приурочен ко дню появления первого высокоскоростного электропоезда «Сапсана», который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом
В декабре РЖД отмечает собственный праздник — День высоких скоростей. Он приурочен ко дню появления первого высокоскоростного электропоезда «Сапсана», который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. В честь знаменательной даты РЖД подсчитало количество перевезенных за последние 11 месяцев пассажиров, превысившее 4,9 млн человек. А мы проанализировали отзывы путешественников и расскажем, чем запомнились поездки на «Сапсанах» пассажирам.
Объективно оценить работу высокоскоростных поездов совсем не сложно. В Сети достаточное количество сайтов с отзывами, а при таком огромном количестве пассажиров (по сравнению с прошлым годом эта цифра выросла в целых 1,5 раза) их большая наполненность неудивительна. Тем более, людям действительно есть что сказать.
Скорость и преимущество
Самый главный плюс, который выделяют пассажиры — это быстрая поездка между столицами. Некоторые даже предпочитают «Сапсан» самолету. Преимущества — быстрая регистрация, точное время отправления, меньше ограничений в багаже. (Орфография и пунктуация авторов отзывов сохранены — прим. ред.)
«Не буду писать, что удобнее ехать на поезде, чем на самолете. Сапсан практически тот же самолет по комфорту, но по железной дороге. Тут нет пробок на дороге, как обычно на пути в аэропорт или обратно, не надо добираться до центра города с окраины, вы и так приедете в центр. И с багажом проще, можно спокойно брать те вещи, которые нельзя брать в самолеты. Так что по времени получается так же быстро и даже быстрее. И даже комфортнее», — комментирует Лилия на одном из сайтов с отзывами.
«Раньше мне часто приходилось летать в Москву из Питера по делам. Это было очень неудобно: пока доедешь до аэропорта по пробкам, процедура проверки (многое нельзя возить), а потом их аэропорта нужно еще доехать до места. Если лететь далеко и надолго – это нормально. Но мотаться из Москвы в Питер почти каждую неделю – очень утомительно. Поэтому Сапсан оказался прекрасной альтернативой самолету, ни пробок, ни дальней поездки из аэропорта, практически рядом, в центре. Так что удобство несомненное», — делится пользователь с ником Nick3322.
Даже президент Владимир Путин отметил, что добираться от Москвы до Петербурга и в обратном направлении оптимальнее на поезде, чем на самолёте: «Потому что из центра Москвы в центр Петербурга сколько там будет, три часа? А сейчас только в Москве до аэропорта доехать занимает полтора».
Комфорт и чистота
Здесь мнения комментаторов разделились. Кто-то столкнулся с хорошим обслуживанием, а кому-то повезло меньше. То же самое с чистотой, попутчиками. Объективный вывод в этой ситуации сделать невозможно, потому что чистота и приветливость персонала оказались величиной непостоянной.
«Ни разу за всю поездку не были протёрты ручки дверей и поручни. В туалете стоял неприятный запах и раскидана бумага. О подлокотники постоянно задевали проводники тележками с продукцией и снующие официанты. Такого безобразия мы ни разу за многие года наших поездок на Сапсане не наблюдали. Единственный плюс — это раздали при посадки на поезд влажные салфетки и медицинские маски», — рассказывает пассажирка Лилия Баева.
«Понравилось: чистота, скорость, пониженный уровень шума. Не понравилось: жесткие кресла. При поездке на более чем 2 часа очень неудобно и для здоровья не полезно совсем», — поделилась впечатлением Наталия С.
«Кресла „прощай спина“. Единственные бонусы — это скорость поезда и приятные проводники», — комментирует свою поездку Ольга.
Жёсткие и неудобные кресла, в которых очень тяжело просидеть всю дорогу, долгое время оставались поводом для критики. Однако в ОАО «РЖД» прислушались к замечаниям пассажиров и заменили чехлы и обивку на креслах.
Питание
О питании пассажиры говорят в большинстве отзывов. Стоит отметить, что в свой день рождения «Сапсаны» предложили пассажирам небольшие сладкие презенты: для бизнес-класса — оригинальные десерты, для остальных — плитки шоколада. Однако основное питание, предоставляемое в вагоне-бистро, для многих пассажиров является одним из самых острых вопросов. Кому-то попадается невкусная еда, другие и вовсе сомневаются в ее свежести. А стоит она, в сравнении с ценами из магазина, недёшево.
«Ездила в 2016 году, в 2020 и в начале этого „Сапсанами“ – картина все та же. Вроде бы быстро, удобно, сейчас даже зарядки есть, если холодно – плед дадут, сумку большую есть куда деть. Одни плюсы, в общем. И, между прочим, еще ни разу на задержку рейса не попадала. Но нормально поесть – это не про поезда. Предзаказанное питание реально паек, а не полноценная еда. По стоимости комплекса в столовой или кафе. А по меню буфета приносят что-то несуразное. Больше похоже на муляж еды для витрины: на вид ничего так, а на вкус несъедобно. Кислым пахнут почти все блюда, хотя на упаковках нормальные сроки. Сроки, кстати, как у консервов, эти порционки чуть не вечные. Что уже заставляет задуматься, живо ли оно», —
рассказывает Наталья Тарасова.
«В основном разочарован в сервисе. В вагоне было грязно и душно, еда не лучшего качества. Сендвич с курицей был весь в майонезе, кофе слабый. Но попозже еще раз поеду сапсаном, проверю это мне так не повезло или это закономерность», — делится своим опытом поездки в высокоскоростном поезде Евгений Б.
«Очень странная позиция руководства РЖД, так относится к бортовому питанию. Сколько слежу за ситуацией, столько и вижу одну и ту же проблему. Это у вас такое уважение к пассажирам? Гнилые булки, пожухлая зелень, плесень на продукции – все это есть. Видела своими глазами», — жалуется Ангелина Пасикова.
Кресла РЖД заменили, а вот с вопросом питания в «Сапсанах» до сих пор не разобрались. Усугубляет ситуацию то, что жалобы на качество бортового питания начали поступать практически со дня первого запуска высокоскоростных поездов. И за 12 лет ситуация не поменялась, потому что поставляющая еду в поезда компания «ЕСП» (входит в крупный многопрофильный холдинг RBE Group) остается по сути монополистом, который не стремится к качественным изменениями.
Wi-Fi
Помимо прочего, пассажиры жалуются на плохое качество сети Wi-Fi или её отсутствие. Поэтому тем, кто хочет поработать в интернете во время поездки, придётся надеяться на удачу.
«Вай-фай барахлил всю дорогу, поэтому бесцельно сверлила глазами точку в окне», — рассказывает пассажирка Вера.
«Если вы собираетесь поработать в дороге и воспользоваться в Сапсане wi-fi, то ничего у вас не получится! В вагонах Эконом+ эта услуга анонсируется, но не предоставляется. Ни из Москвы в Санкт-Петербург, ни обратно. При этом в билетах нигде не прописана возможность возврата денежных средств за не предоставленные услуги», — комментирует Бэлла.
12 лет – совсем юный возраст, и высокоскоростным поездам «Сапсан» есть куда расти. Это подтверждают отзывы пассажиров. Только на скорость электропоезда нельзя делать ставку, когда сервис в чем-то «хромает». И конструктивная критика пассажиров – тот путеводный маяк, который помогает РЖД стать лучше.