На Урале между Пермью и Екатеринбургом «Ласточки» ходят чуть более двух лет, но багаж возмущённых отзывов получить уже успели. Некомфортные кресла, небольшие расстояния между ними, неудобное расписание, невысокая скорость и многое другое – лишь малая часть поводов для возмущений пассажиров, которые предпочли выбрать этот «путь воина» длиною в пять часов. Что же ещё не нравится путешественникам в «Ласточке»?
Екатеринбургский дизайнер Филипп Сапегин не выдержал и написал гневную публикацию, опубликованную в местном СМИ, о своих впечатлениях от поездки в «Ласточке». Он рассказывает, что достаточно часто путешествует из Екатеринбурга в Пермь и обратно, чтобы навестить родителей. На автобусе мужчина не может ездить из-за укачивания, рейсов на самолёты между этими городами нет, а в пассажирском поезде дальнего следования есть лишние остановки. Поэтому он был рад, когда запустили «Ласточки». Однако сейчас Филипп не уверен, что положительные впечатления от поездки могут перевесить негативные на чаше весов клиентоориентированности
Екатеринбуржец видит сразу несколько проблем. Например, из-за неудобного расписания единственного поезда в сутки, человеку со стандартным рабочим графиком, чтобы успеть на него, приходится отпрашиваться пораньше с работы. Попасть на работу из-за обратной поездки удастся и вовсе не раньше полудня. К сожалению, не все могут позволить себе такие рабочие пятницы и понедельники, особенно при отсутствии возможности поработать удалённо.
Внутренний интерьер «Ласточки» пассажир окрестил «большим автобусным салоном» с рядами кресел и поручней. Выглядит, конечно, аккуратно, однако об удобстве остается только мечтать: кресла не регулируются, а спинки расположены практически под прямым углом. Даже подлокотники до конца не убираются, а руки с них соскальзывают. Нормально расслабиться и поспать в таких условиях не получится. Некоторые, конечно, выкручиваются и дремлют, положа голову на колени, или опираясь друг на друга.
«Я постоянно наблюдаю в „Ласточке“ парад приспособляемости. Скрюченные люди в удивительных позах, редкие счастливчики, которым кресло пришлось впору, дети, которые спят, опустив лицо на полку, дети, спящие на коленях ерзающих от неудобства родителей, угрюмые люди, опирающиеся локтями на колени, и многие другие экспонаты, среди которых, без сомнения, нахожусь и я», — рассказывает Филипп.
Развёрнутый отзыв о тех же «Ласточках» написала пользовательница сайта с рекомендациями Ирина. Она утверждает, что за ту же стоимость она могла бы поехать в плацкарте, но намного удобнее. Даже по времени в пути «Ласточка» не сильно обгоняет пассажирский поезд. Женщина отметила, что сиденья в вагоне расположены очень неудобно: пассажирам приходится ехать друг напротив друга и пытаться вместить ноги в узком проёме между креслами. Помимо всего этого, на весь поезд рассчитано два биотуалета.
«Всего в Ласточке едет около 500 человек. И (наберите воздуха в грудь) на эти 500 человек предусмотрены 2 биотуалета в 1 и 5 вагоне. Я думаю, что не надо пояснять, что очередь в туалет в Ласточке практически сопоставима с очередью в первый московский Макдоналдс в далёком 1990-м?», — рассказывает о поездке Ирина.
Несмотря на все «проколы» в сервисе российских высокоскоростных поездов, некоторые умудряются сравнивать их с зарубежными, например, чешскими. Нужно ли говорить, что вторые выигрывают по комфортабельности. Билет в первый класс там стоит около двух тысяч рублей. От бизнеса этот тип вагонов отличается только тем, что здесь не наливают бесплатное шампанское. В остальных вагонах пассажирам раздают бесплатную бутилированную воду. Комфортные кресла с подголовниками и полностью откидывающиеся подлокотники — то, что не продумали РЖД, но додумали железнодорожники в Чехии. Самая большая разница — в питании. Как в ценах, так и в качестве. Например, чечевичный суп в вагоне-ресторане чешского высокоскоростного поезда стоит 39 крон (около 130 рублей), кусок торта — 10 крон (около 33 рублей), а набор суши и роллов — 90 крон (около 300 рублей). А качество какое! Всё подают в лучшем виде, что аж сразу хочется съесть.
В российских высокоскоростных поездах на еду и цены на неё смотреть куда больнее. Обычные блинчики — 200 рублей, а с икрой — 2000 рублей. Горячие блюда стоят от 370 до 600 рублей. Всё готовится на предприятии, относящемся к холдингу RBE Group, и хранится у проводников, а перед подачей разогревается. Некоторые пассажиры замечали истёкшие сроки годности на маркировках, о чем писали отзывы в интернете. Выглядят блюда, судя по отзывам и даже иллюстрациям, далеко не всегда презентабельно.
Комфортности в российских поездах ещё очень далеко до европейских, расти и развиваться предстоит очень много. Однако меняться, учитывая обратную связь от пассажиров — это отличный способ не потерять новых клиентов, ещё больше увеличить пассажиропоток и так же однажды похвастаться перед иностранными блогерами своим отличным сервисом и удобством.