Глава страны поручил правительству составить план мероприятий к весне текущего года.
В Правительстве РФ готовятся к празднованию 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. БАМ отметит юбилей в 2024 году, но по поручению президента Владимира Путина программу мероприятий сформируют уже к 10 мая 2022 года. Важный для страны объект на сегодня переживает реконструкцию и расширение. Так к торжественной дате запланирован ввод в эксплуатацию реконструированного участка между Улаком и Февральском. Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу предлагал учредить медаль «За развитие БАМа».
Байкало-Амурская магистраль – крупнейший подобный проект в мире. Свыше 4,3 тысяч километров полотна проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Строительство началось еще в 1938 году, а основная часть работ пришлась на 70-е – 80-е годы. При этом пути выполняли не только транспортную функцию, они стимулировали развитие территорий по всей своей протяженности.
БАМ. Фото bsmuk.ru
К воплощению грандиозного проекта привлекались отряды комсомольцев, гражданские строители, а также железнодорожные войска. Особенностью строительства магистрали были суровые климатические условия: БАМ прокладывали через зону вечной мерзлоты. Поэтому то, что совершили строители объекта, смело можно назвать героическим. При этом военным обеспечивали достойное питание и проживание. Многие приезжали с семьями, их расселяли в служебное жилье, детям полагались места в садиках и школах.
«На БАМ мы с семьей приехали в 1986 году. Жили в пятиэтажной хрущевке. Дети посещали школу, супруга работала – преподавала английский язык. При корпусе было своё приусадебное хозяйство, бассейн, баня, госпиталь. Был отличный паек, куда входило все: соль, перец, сахар, масло, мясо, рыба, крупы, всевозможные консервы, тушенка, сгущенка. Не было фруктов, но их с успехом заменяли сухофрукты. У нас каждый день был свежий хлеб», – так описывает то время подполковник в отставке Борис Коровин.
Уже в 2000-х начались работы по строительству БАМ-2 – участка дороги между Тындой и Хани. Движение по отдельным участкам второго пути запустили в 2019 году, на 45-летний юбилей магистрали.
На сегодня продолжаются работы по прокладке второй ветки, а также реконструкции существующих путей. Снова выручает армия: к строительству привлечено свыше 800 военнослужащих и 400 единиц строительной и специальной техники. Условия по-прежнему специфические, в зимнее время температура в районах проведения работ составляет минус 35-38 градусов днем, а ночью она падает до минус 43-45 градусов.
В армейской столовой. Источник: Фото: С.Федоров
Однако ведомство заботится о нуждах военных, обеспечивая их комфортным жильем и полноценным питанием. Для нынешних строителей БАМа возвели временные военные городки по блочно-модульной технологии. В так называемых «умных казармах» оборудованы спальные комнаты, душевые, бытовые и чайные комнаты, тренажерные залы, медпункты и другое. Автономная система поддерживает внутри оптимальный температурный режим.
Кормят военнослужащих в просторных столовых по системе «шведский стол». Для них готовят повара комбината питания. Питающиеся могут выбрать на ужин любое из трех предложенных блюд, на обед – из нескольких вариантов первых и вторых блюд. В рационе обязательно присутствуют мясо, птица, рыба, овощи, соки и другое. Дополнительно можно взять овощные закуски и топпинги в салат-баре. Свежий хлеб и выпечка также присутствует на столах. Продукты для солдатского стола поставляют поездами и самолетами. Для хранения запасов сооружены специальные овощехранилища.
Несмотря на непростые условия работ, строительство наиболее сложного участка БАМ планируют окончить на год раньше срока – в 2023 году. Первый этап реконструкции уже выполнен на 90%, его завершат в 2022 году.