Чипсы, газировка, бургеры, шоколадные батончики — это идеальная еда, по мнению многих современных детей. Однако подобные продукты способны вызвать серьезные сбои в организме, потому что несбалансированное питание, обилие трансжиров и огромное количество сахара запускают процесс развития большого числа болезней, которые в будущем могут осложнить жизнь. Так по какой причине дети отдают предпочтение вредной еде и как побороть эту тенденцию?
Ещё тысячелетия назад отец современной медицины Гиппократ сказал: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваши лекарства — пищей». Очень часто происходит ситуация, когда обеспокоенные здоровьем своего чада родители водят ребёнка по врачам, пичкают его витаминами, но забывают о самом важном — здоровом и сбалансированном питании. А дети, в свою очередь, не понимают важности правильной пищи и выбирают сиюминутное удовольствие от того, что повкуснее. Поэтому и едят фастфуд, чипсы с сухариками и другую еду, наполненную консервантами, всевозможными добавками и большим количеством жиров.
Такие пищевые привычки чаще всего дети перенимают у своих родителей. Многие папы и мамы даже при желании попросту не могут перейти на здоровое питание по ряду причин. Результаты опроса сервиса «Зарплата.ру» показывают, что у 42% россиян не хватает времени на приготовление полноценного полезного рациона. Другие 24% респондентов считают, что правильное питание сильно бьёт по карману. Ещё 9% опрошенных не нашли достаточно информации о пользе правильного питания. А вот остальные 7%, несмотря на нехватку времени, всё равно решили питаться здоровой пищей и заказывать боксы с готовой едой, но столкнулись со сложностями при выборе компании, предоставляющей такие наборы.
На рабочем месте 67% респондентов привыкли питаться бизнес-ланчами, которые не ориентированы на пользу и диетичность. Лёгким перекусам и фастфуду отдают предпочтение 16% опрошенных. И только немногочисленные 12% придерживаются принципов правильного питания даже на работе.
Сменить свой рацион хотела бы половина респондентов, однако оставлять в прошлом свои пищевые привычки в выборе обеда на работе не готовы 38% из них.
Сложно ожидать, что у детей в лучшую сторону изменятся пищевые привычки, если взрослые люди к этому не готовы, о чем и говорят результаты опроса. Ведь чужой пример заразителен, особенно когда его подают в семье. Поэтому как бы родители ни утверждали, что по утрам полезно есть кашу, ребёнок не будет её есть, если папа или мама завтракают вредностями. Это доказывает, что общество не проявляет осознанного подхода к внедрению правильного питания в детскую среду. Отсюда и низкий «индекс съедаемости» школьных завтраков и обедов. Да и откуда взяться высокому, если ребёнку никто не объяснил, что котлета, приготовленная на пару, гораздо полезнее жареной котлеты? Поэтому и решать проблемы с низкой съедаемостью школьной еды, на которую сейчас выделяют деньги из федерального бюджета, должны не школа и не организатор питания, а общество в целом.
Хотя опыт Москвы доказывает, что все решаемо, главное выработать системный подход. В столице комбинаты питания уже не первый год ведут просветительскую работу с родителями учеников, рассказывая им о важности правильного питания во время личных встреч и через публикации в Сети. Операторы питания не только кормят школьников разнообразной, здоровой и сбалансированной едой, но и в игровой форме дают им азы осознанного потребления пищи, в том числе в формате кулинарных мастер-классов, которые пользуются у детей большой популярностью. Буквально на днях сотрудники ЗАО «Комбинат дошкольного питания» раскрыли школьникам вкусный секрет продуктивного дня. Специалисты рассказали, что день необходимо начинать с питательного и сбалансированного завтрака, который должен быть максимально калорийным приёмом пищи, чтобы зарядиться энергией на день. По утрам в школьных столовых часто готовят сырники с топпингом, кофейный напиток с молоком и дают яблоки. Это отличный вариант вкусного и полезного начала дня.
Однако нужно понимать, что одних лекций и мастер-классов недостаточно, чтобы поставить ребят на тропу здоровья. Любые подобные начинания в школе должны активно поддерживаться со стороны родителей, родных учащихся и общества в целом.