Причиной сбоя в режиме питания стали заболевшие повара фирмы-поставщика.
Пациенты городской больницы Сыктывкара пожаловались на недоедание. Обед они получили на ужин, а завтрак достался не всем. Как выяснилось, питанием больницу не смог обеспечить поставщик: в компании массово заболели повара. К спасению пациентов от голода подключился местный Минздрав.
И. о. министра здравоохранения Республики Коми Игорь Дягилев посетил городскую больницу Эжвинского района чтобы лично оценить условия пребывания пациентов. Причиной проверки стали жалобы на качество и несвоевременность питания. Так, на прошлой неделе обед в медучреждение доставили ближе к вечеру, когда по графику должен быть ужин. Жалобы поступали также и на качество пищи.
«Завтрак был только в 11 утра, а хирургии он вообще не достался. Это была безвкусная подгорелая каша. Обед был доставлен в 16 часов. Суп баланда, очень странная котлета и крупа. Но выбирать не приходиться. Голод не тетка, при том, что полдника и ужина сегодня не обещали. Это крик о помощи пациентов, находящихся в больнице. Надеюсь, что хоть у кого-то из чиновников проснется», – написала одна из пациенток.
Глава Минздрава встретился с главврачом учреждения Олегом Удоратиным и представителями фирмы-подрядчика для совместной выработки решения данной проблемы. Как выяснилось, у поставщика заболело пять поваров. Однако Игорь Дягилев заявил, что это не является оправданием в случае с пациентами стационаров.
На качество больничных блюд пациенты жаловались и раньше, в еде даже находили тараканов. С 1 февраля текущего года больных стал кормить подрядчик. Услуги фирмы обойдутся больнице в 15,4 млн рублей за год, но уже сейчас видно, что к выполнению задачи победитель торгов не подготовился.
В настоящее время многие социальные учреждения отказываются от таких непрофильных функций, как организация питания, и переходят на услуги аутсорсеров. Однако, как показывает практика, в погоне за выгодными контрактами многие поставщики забывают о качестве своих услуг и не могут добросовестно выполнить взятые на себя обязательства. При этом существует успешный опыт в регионах, где созданы условия для бизнеса и налажен строгий контроль.
Передовиком в данном вопросе традиционно выступает российская столица, где услугами сторонних организаций пользуются давно. Московские комбинаты – это устойчивые фирмы с крупными производственными мощностями и штатом квалифицированных поваров. Все процессы налажены до автоматизма, поэтому подобные негативные последствия внештатных ситуаций исключены.
Столичные комбинаты берут на себя весь спектр задач по обеспечению клиентов питанием, начиная от контроля качества сырья и заканчивая пробами готовых блюд. Несколько лет назад ГКБ им. Л. А. Ворохобова, ГКБ №15 им. О. М. Филатова и другие крупные столичные клиники перешли на новый принцип организации питания – «индивидуальные лечебные рационы». Пища готовится на производственно-логистическом комбинате (ПЛК) поварами-профессионалами в строгом соответствии с рекомендациями врачей.
Рационы сбалансированы и разнообразны: в прием пищи входят супы, горячее, напитки, салаты, полезные закуски, хлеб. Блюда запекают или готовят на пару, без консервантов и усилителей вкуса. Все это упаковывается в специальной газомодифицированной среде, которая сохраняет свежесть пищи и препятствует размножению микроорганизмов. Пища в комплекте с салфетками и столовыми приборами подается пациентам строго в срок. Так больные получают вкусное и безопасное питание, в то время как клиникам нет нужды содержать кухню и штат поваров.
В Сыктывкаре пока нашли временное решение проблемы с питанием пациентов. Для этого снова открыли пищеблок больницы, который ранее был закрыт на ремонт. Оборудование там сильно устарело, но на данный момент его работа помогла обеспечить пациентов пищей вовремя. Также на каждое отделение закупят по 2 микроволновые печи, чтобы можно было разогревать еду. Однако очевидно, что необходимо более долгосрочное и комплексное решение проблемы.