Эксперты рассказали о ключевых вехах эволюции образования на примере Москвы.
К пятилетию «Московской электронной школы» эксперты рассказали, как менялась российская система образования в XX–XXI веках. Сегодня процесс обучения во многом облегчают технологии. Однако за век поменялись не только учебники и процессы, но и система школьного питания, форма и многое другое.
Одним из вопросов, отношение к которому менялось на протяжении эволюции образовательной сферы, стало совместное образование. В дореволюционное время мальчиков и девочек обучали раздельно, но в 1918 году Наркомпрос РСФСР постановил учить всех детей совместно. Спустя лет 30 школьников снова пытались рассадить по принципу пола, но в итоге на сегодня все классы в российских образовательных учреждениях смешанные.
Более того, когда-то даже само образование не считалось обязательным. Пока в 1930 году не появился Декрет «О всеобщем обязательном начальном образовании». Согласно данному документу, все дети с 8-10 лет должны были пойти в школу и отучиться хотя бы 4 класса (Обучение с 7 лет появилось только в 1944 году). «Городские» дети учились по 7 лет. Менялась и система оценок: до внедрения пятибалльной цифровой системы успехи учеников оценивались на «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо» или «очень плохо».
Свой эволюционный путь прошла и школьная униформа. Ее то делали обязательной, то разрешали не использовать. В советские времена ее шили по единому государственному стандарту. Форма имела простой крой, неброский вид, и уравнивала всех школьников. На сегодня необходимость униформы решается каждым учебным заведением самостоятельно. Однако иногда она служит знаком причастности к какой-либо определенной престижной школе.
Стандартны учебных помещений и их оборудования также менялись неоднократно. Вместо аспидных и меловых досок в школах Москвы появились электронные экраны. На них можно показывать фильмы или презентации, что делает урок более увлекательным.
Стоит отдельно упомянуть об изменениях в школьных столовых. Раньше при школах были кухни и свой штат поваров. В обеденном зале неизменно стоял специфический «столовский» запах, который помнит старшее поколение — не все считали его аппетитным. Рацион школьников менялся в зависимости от экономической ситуации. Чаще пища была простой и сытной, в послевоенное время школьное питание было неплохой социальной поддержкой семьям.
Нынешняя столовая в московской школе — это настоящий детский ресторан. Помещения красиво оформлены, пищу подают на современной линии раздачи. Готовят блюда профессиональные повара профильных комбинатов. Помимо привычных компота и запеканки юные москвичи могут попробовать в школе греческий суп «фасолада», итальянскую пасту, венские вафли и многое другое. Перекусить йогуртом, фруктовым салатом или овощной нарезкой можно в буфете «Здравушка». Школьники даже могут сами научиться готовить вкусные и полезные блюда из школьной столовой во время мастер-классов. Их также организуют комбинаты питания.
Для детей и родителей предусмотрены удобные электронные сервисы, через которые можно планировать меню или расплачиваться за блюда. Платность школьного питания — это также давний вопрос. На сегодня все российские учащиеся начальной школы обеспечены горячим питанием за счет бюджета.
Значительно поменялись ученические принадлежности. Так, вместо писчих перьев появились шариковые ручки, а современные школьники осваивают навык быстрого набора текста на клавиатуре. Вместо бумажных учебников и дневников теперь большинство школ пользуется электронными. А с 2016 года в Москве работает целая электронная система, куда интегрировано все необходимое для обучения.
«Московская электронная школа» представляет собой платформу, где собрана целая библиотека с обучающими материалами разных форматов, а также тесты для проверки знаний, сценарии уроков для учителей, сервисы для родителей и многое другое. По заверениям столичных экспертов, эта учебная система уникальна, в мире нет ее аналогов.