Система летней практики не на домашнем приусадебном участке, а на школьном огороде, готова снова распространиться на всю страну. Например, в Якутии ученики уже выращивают не только овощи, но и животных.
Еще с советских времен школы разбивали на своей территории приусадебные участки. Ученики выращивали здесь самые разные овощи, набираясь опыта в растениеводстве и закрывая долги по летней отработке. По осени собранный урожай шел в школьную столовую. И ребята могли не только порадоваться пятерке за практику, но и отобедать собственноручно выращенной картошкой. Но с годами полезные навыки в современных школах были задвинуты на второй план. Какие тут грядки с помидорами, когда на уроках труда предпочитают не учить девчонок шить, а мальчишек мастерить табуретки, а клеить лапти из картона или складывать бумажных журавликов?!
Но, как говорится, новое — это хорошо забытое старое. И сейчас все чаще обсуждается вопрос обучения школьников выращиванию еды для столовых. Минпросвещения России даже провело дискуссию «Использование сельскохозяйственной продукции пришкольных участков для питания обучающихся в общеобразовательных организациях», в которой приняли участие 1200 жителей из 22 регионов страны. Оказалось, что у сотрудников школ богатый опыт работы на таких огородах.
Так, Жохсогонская школа в Республике Саха (Якутия) настолько развила свою агрошколу, что даже получает муниципальные заказы. Летом же на ее территории функционирует лагерь, где дети осваивают не только овощеводство, но и животноводство. А в Оёкской школе Иркутской области для приготовления супов используются выращенные на пришкольном участке овощи. Обучение учеников навыкам возделывания земли помогает существенно снизить стоимость закупок продуктов. «Учительская газета» рассказала, что о планах открыть агрошколы и агроклассы, в том числе в рамках профориентационной работы, уже заявляли власти Курганской области. А все потому, что в регионе острый дефицит аграриев в этой области из-за отсутствия системы подготовки кадров, которая эффективно работала в советский период.
В ходе дискуссии предложили создать в каждом регионе школу-флагман, которая бы поставляла сельхозпродукцию на рынок социального питания и служила профориентационным центром. Школы могли бы создавать продукцию в рамках импортозамещения. Впрочем, это не главная цель. Куда важнее приучить детей к работе на земле, это благотворно повлияет на школьников. А чтобы излишки выращенного не пропадали даром, необходимо разработать законодательную базу для развития агрошкол, тем самым упростив сбыт продукции.
В мегаполисах, правда, вопрос создания агрошкол и агроклассов не всегда актуален. Например, в Москве нет проблем с импортозамещением. Крупные профильные комбинаты питания обеспечивают школьников качественной сбалансированной едой из продукции местных поставщиков, в том числе российских овощей и фруктов. Совместная работа властей столицы, в том числе Департамента образования, а также администрации школ и родительской общественности обеспечивает многоуровневый контроль за качеством пищи. На выходе блюда тестирует специальная бракеража комиссия на соответствие вкусу, цвету, запаху и консистенции. Плюс просчитанная калорийность, баланс жиров, белков и углеводов, все необходимые микро- и макроэлементы — технологи и диетологи комбинатов питания это учитывают при составлении меню. Дети в столице усваивают главный урок: еда может быть вкусной и полезной одновременно. Кроме того, в рамках кулинарных мастер-классов, которые комбинаты питания проводят в школах и детских садах Москвы, юные дарования могут узнать много интересного о востребованной всегда профессии повара.
Впрочем, если систему обучения школьников выращивать еду для столовых внедрят и в столице, хуже от этого никому не станет. Граждане России должны уметь не только писать свои пожелания в приложении «Оценка питания». Умение вырастить помидоры с огурцами для этого самого салата никогда лишним не будет.