Патриотизм является одним из главных ориентиров, на которые стоит опираться в воспитательном процессе и развитии духовности человека, выражающейся в любви к стране, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству, считают специалисты.
Залогом преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению выступает семья, но немаловажную роль в становлении личности играет и школа, где дети растут во всех смыслах этого слова.
Эксперты отмечают, что задача современного образования – развивать новые технологии таким образом, чтобы снизить учебную нагрузку школьников, повысить эффективность образовательного процесса и активизировать участие детей в нем. Одна из технологий, позволяющих добиться хорошего результата – исследовательская деятельность учащихся.
Добиться этого можно с помощью разных инструментов. Так, например, в столичной школе №1554 с этой целью реализуется патриотический проект «За землю Русскую!», состоящий из нескольких этапов. Организаторы, в частности, поставили перед собой такие задачи, как выявление и развитие интеллектуальных особенностей личности каждого ребенка, развитие художественного творчества и тяги к научному исследованию, а также развитие навыка распознавания фальсификаций исторических событий.
- Также состоялись дистанционные и очные встречи с поисковиками ПО «МИР», которые рассказали ребятам о своей поисковой деятельности, научили пользоваться оборудованием, которое используют при поиске погибших солдат, показали ролики о своей деятельности, а музыку и стихи к роликам они написали сами, - отметила учитель русского языка и литературы школы №1554 Ирина Петрова. - Получился диалог ребят не только с ветеранами почтенного возраста, но и с молодыми волонтерами, которые на деле борются с фальсификациями истории и увековечивают память погибших при защите Отечества. По результатам встреч с поисковиками решили принять участие в акции РВИО «Письмо солдату», письма ребят были выпущены в небо над местом захоронения павших в битве за Ржев.
Ржевская битва, которая стала одним из ключевых событий, определивших исход Великой Отечественной войны, в советских учебниках вообще была незаслуженно обделена вниманием, долгое время о ней было мало что известно. Эту ситуацию исправила экранизация основанной на реальных событиях повести фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». В 2019 году Игорь Копылов снял по ее мотивам военную драму «Ржев». В создании картины приняла участие большая команда профессионалов, а инициировал ее петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, чей дед был непосредственным участником Ржевской битвы и действующим лицом книги Вячеслава Кондратьева. Авторы сделали все, чтобы кино получилось максимально реалистичным. Какие бы непреодолимые преграды не возникали на пути Красной Армии сложности, бойцы смогли сдержать натиск фашистской армады и сковать их подразделения, не давая выдвинуться на Сталинград, где именно тогда ковалась Победа.
Просмотры таких фильмов, в свою очередь, является одной из эффективных методик преподавания истории – предмета, который является важнейшим аспектом в процессе воспитания патриотизма. Более того, практики считают, что это может вывести образовательный и воспитательный аспекты изучения истории на качественно новый уровень. Именно поэтому «Ржев» все чаще используют в рамках патриотического воспитания учителя, устраивая с детьми просмотры, как это сделали преподаватели школы №1411 в Москве.