Без правильного питания у детей возникают нездоровые привычки и проблемы с развитием
Нездоровая пища может отразиться не только на физическом и умственном состоянии ребенка, но и повлиять на формирование его личности. Об этом рассказал специалист по «умному» питанию, кандидат медицинских наук Михаил Гинзбург.
Развитие здоровой и успешной личности напрямую связано с питанием, считает эксперт. Нехватка витамина D, омега-3, магния, цинка и других веществ приводит не только к проблемам со здоровьем, но и с настроением. У детей с дефицитом питательных веществ больше склонности к депрессии, и следом – к деструктивным вредным привычкам.
«Многие дети начинают рано курить, приобщаются к алкоголю и так далее, я эту проблему вижу именно в том, что питание неполноценное, неправильное, не позволяет ребенку сформироваться с нормальным целеполаганием», – объяснил доктор.
Также эксперт отметил ведущую роль системы образования в формировании у детей здоровых пищевых привычек. Питание в современных школьных столовых готовится в строгом соответствии с рекомендациями диетологов и требованиями Роспотребнадзора. В зависимости от возраста учащихся рассчитан вес блюд, их калорийность, баланс жиров, углеводов и белка. Есть также требования к способам термической обработке и строгие запреты на ряд продуктов. При этом школьная еда вынуждена конкурировать с фастфудом. Зачастую в этой битве блюдо из столовой проигрывает бургеру.
Однако так происходит не везде. Одними из первых о так называемом «индексе несъедаемости» задумались в Москве. Эксперты пришли к выводу, что даже самое полезное блюдо может пойти на выброс, если не понравится ребенку по вкусу или подаче. Вместо нужных питательных веществ школьник ограничится сдобой, газировкой и снеками из буфета. Несколько лет подобной «диеты» – и ребенку гарантировано ожирение или иные проблемы со здоровьем.
Напомним, что столичных школьников кормят профессиональные повара комбинатов питания. На предприятиях соблюдаются все необходимые меры санитарии, правила хранения продуктов и другое. Обеспечен также лабораторный контроль продуктов и готовых блюд. Однако даже такой ответственный подход не гарантирует, что дети будут есть полезную пищу.
В Москве изменен сам подход к организации школьного питания. Над рецептурой блюд работают профессиональные технологи и даже известные шеф-повара. А персонал регулярно проходит повышение квалификации, чтобы готовить вкусные блюда и аппетитно их оформлять. В процессе формирования меню могут участвовать сами школьники и их родители. Для них проводятся опросы на самое популярное блюдо, дегустации новинок и беседы с сотрудниками комбината.
Даже в буфете школьников ожидают только полезные перекусы. В Москве при школьных столовых имеются точки «Здравушка», где продаются йогурты, смузи, свежие сэндвичи, а также фрукты и диетическая продукция. Вкусно и полезно можно перекусить фруктовыми и овощными нарезками, представленными на фреш-линии.
Кроме того, комбинаты включены в воспитательную работу. Для учащихся проходят мастер-классы, где детям рассказывают о пользе продуктов и учат готовить блюда из школьной столовой. Также проводятся различные тематические конкурсы и акции для школьников и их родителей. А едят дети не в обычных столовых «казенного» вида, а в тематических школьных ресторанах. Это результат реализации программы «Мой школьный ресторан», также поддерживаемой комбинатами. Яркий дизайн, новая мебель, электронные меню – все это создает располагающую обстановку, что благотворно влияет на аппетит.
В совокупности данные меры формируют у школьников интерес к здоровому образу жизни и правильные пищевые привычки. Аппетитные блюда, которыми можно подкрепиться в красивом обеденном зале создают достойную конкуренцию фастфуду из точек общепита. К столичному подходу собираются присоединиться в Приамурье, за три года обустроив 134 так называемых «школьных кафе». Однако, по мнению Михаила Гинзбурга, опыт пока недостаточно распространен. Здоровое питание необходимо повсеместно предлагать семьям через школы и детские сады, считает эксперт.