В России, согласно статистике врачей, нарушение зрения у детей больше всего развивается во время обучения в школе
В России, согласно статистике врачей, нарушение зрения у детей больше всего развивается во время обучения в школе. А 15-20% первоклассников имеют зрение ниже нормы. 13 октября отмечается Всемирный день зрения, и врачи в очередной раз напомнили, что делать, чтобы сохранить этот орган чувств здоровым как можно дольше.
Как отметила в интервью «Аргументам и фактам» заведующая амбулаторно-поликлиническим офтальмологическим отделением Владивостокской поликлиники № 3 Лилия Доронина, проблема снижения зрения, увы, не перестает быть актуальной.
В раннем возрасте это связано с тем, что дети слишком часто играют с телефонами и компьютерами, а в школе получают высокую нагрузку на зрительную систему. Поэтому уже в начальных классах у многих учеников наблюдается близорукость, астигматизм, гиперметропия, амблиопия. Врач отмечает, что ответственность за ситуацию лежит на родителях. Однако влиять на нее они могут не только через пересмотр подхода в воспитании, но и корректируя питание своих чад. Например, чаще давать им продукты, в которых содержатся необходимые для глаз витамины.
«Они содержатся в продуктах желтого и оранжевого цвета – тыкве, перце, желтке яйца, в зелени – шпинате, салате. Сейчас много говорят о здоровом питании и образе жизни. Именно ЗОЖ помогает не перейти болезни в тяжелую стадию, которая требует хирургического лечения», – отмечает Лилия Доронина.
Неправильное питание может не только ухудшить зрение, но и привести к другой проблеме – к набору веса и сопутствующим заболеваниям. К сожалению, как установили специалисты Роспотребнадзора, именно дома дети получают пищу с недостаточным содержанием витаминов, избытком соли, жиров и простых углеводов. Такие данные приводит Газета.ru со ссылкой на доктора медицинских наук директора «Новосибирского НИИ гигиены» Роспотребнадзора Ирину Новикову.
Чем больше в рационе была доля выпечки, сладостей, колбас и фаст-фуда, тем чаще дети страдали от лишнего веса, сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов пищеварения. Причем, исследование, проведенное на новосибирских школьниках, показало, что в учебных заведениях они как раз таки получают полноценную здоровую пищу с достаточным количеством свежих овощей и фруктов. Основные же проблемы с питанием у них начинались именно дома.
Действительно, в некоторых российских регионах меню в школьных столовых по сбалансированности и пользе можно считать едва ли не образцом качества. Зачастую региональные учебные заведения перенимают московский опыт, где серьезные изменения со школьным питанием начались после того, как его организацию полностью передали в ведение комбинатов питания.
Профессионалы занялись не только закупкой продуктов, контролем их качества и непосредственно приготовлением пищи, но и обновили пищеблоки, поставив туда новое современное оборудование, а также приняли участие в ремонте обеденных залов, превратив их в школьные рестораны. Разумеется, обновилось и меню. Его составляют технологи комбината и врачи-диетологи в соответствии с нормами Роспотребнадзора. Меню циклично, из него исключили все жареное, а все блюда теперь готовят щадящими методами – варкой, запеканием, либо на пару.
А для здоровых перекусов при столовых открывают буфеты «Здравушка», где школьники могут купить диетическую еду: нарезки овощей и фруктов, злаковые батончики, йогурты и другие подобные продукты, в том числе, без глютена и сахара.
Родители столичных школьников могут даже отслеживать меню ребенка удаленно через городские приложения, убирать или добавлять в него продукты. Сами комбинаты полностью прозрачны в своей работе и даже приглашают родителей в столовые и на производственно-логистические комплексы, чтобы те увидели рабочий процесс и оценили готовые блюда.
Подобные проекты, которые после Москвы начали все чаще реализовывать и в регионах, позволяют повысить культуру питания детей, привить им полезные пищевые привычки, а саму столовую превратить в место общения и отдыха.