Равно как и полвека назад, модернизация Байкало-Амурской магистрали остается приоритетной геополитической задачей развития Дальнего Востока России. Ее успешное выполнение способствует росту экономического потенциала страны. Скорость выполнения работ и их качество зависят от строителей БАМ-2, а также от тех, кто обеспечивает их всем необходимым. И здесь важно упомянуть поваров, которые кормили тружеников великой стройки раньше и готовят для них сейчас.
Среди тех, кто прокладывал железную дорогу от Байкала до Амура — повар Нина Романовна Литвин, стаж которой на стройке — 38 лет. Она поделилась воспоминаниями о том, как это было:
«БАМ в моей жизни начался 15 июня 1976 года…Самое тяжелое было – холода. До того студено было в столовой, тарелки примерзали на раздаче. Девочки берут, а оторвать не могут. Наши повара, чтобы окончательно не замерзнуть, наливали в таз горячей воды и так, стоя в воде, работали на раздаче. Тем и грелись. Но мы были молодые, не унывали, песни пели, танцевали, шутили и забывали о трудностях».
Местная столовая была рассчитана на 120 посадочных мест. Повара трудились без выходных и больничных даже в 50-градусный мороз, таская тяжелые мешки с продовольствием.
БАМ, как и его вторая ветка (БАМ-2), – объект сам по себе сложный, но еще больше его строительство усложняет географическое положение, работа на предприятии общественного питания тоже была очень тяжелой. Ситуация сильно изменилась, когда в 2021-м году, чтобы ускорить процесс строительства и решить проблему дефицита трудовых ресурсов, ОАО «Российские железные дороги» подписали контракт с Минобороны. Российское оборонное ведомство привлекло к работам военнослужащих. Тогда-то прямо в тайге и возвели специальные блочно-модульные городки. Климат в этих краях очень суровый, поэтому крайне важно было организовать для рабочих и обслуживающего персонала максимально комфортные условия, в том числе полное электро- и водоснабжение и, конечно, отопление. Здесь есть и спортзал, и медпункт, и баня, и даже комнаты для отдыха. И, уж конечно, оборудованная столовая. Готовят теперь в совершенно иных условиях. Во-первых, для этого привлекли специализированный комбинат питания, в штате которого повара-профессионалы, а также технологи и другие. Во-вторых, у них есть вся необходимая современная техника не только для приготовления пищи, но и для ее правильного хранения. Поставки продуктов на БАМ осуществляются регулярно. А осенью прошлого года в городках появились вместительные склады-овощехранилища, поддерживаемый в которых терморежим позволяет сохранить продукты даже в суровых зимних условиях.
Стоит отметить, что при составлении рационов учитывается тот факт, что строители БАМа тратят очень много энергии. Так что энергетическая ценность их ежедневного рациона составляет около 4,4 тысячи калорий. Кормят по системе «шведский стол», то есть всегда предлагается несколько блюд на выбор. На столах всегда есть мясо, птица или рыба, разнообразные гарниры, супы, салаты, закуски. А в холодное время года, чтобы укрепить иммунитет, добавляют в рацион сало, лук и чеснок. Привлекаемые к организации питания военнослужащих комбинаты заложили традицию проведения в воинских частях Дней именинника и Дней национальной кухни. Придерживаются её и на БАМе.