Пока муниципальные чиновники Башкирии рапортуют о значительном улучшении качества школьного питания и разнообразии блюд, от родителей продолжают поступать жалобы. Несмотря на то, что количество претензий за год сократилось с 215 до 123, качеству блюд все еще далеко до идеала.
По словам министра торговли и услуг региона Алексея Гусева на оперативном совещании в правительстве республики, в текущем году специалисты выезжали в школы, детсады и больницы 683 раза. Нарушения были выявлены в работе 36% организаций, занимающихся организацией питания школьников.
Среди основных нарушений – несоблюдение технологии приготовления пищи, когда повара готовят «на глаз», и условий хранения продуктов, а также использование некачественной продуктов. Хотя количество такой продукции снизилось до 17% по сравнению с предыдущим годом, когда показатель составлял 83%. Глава Башкирии Радий Хабиров напомнил главам муниципалитетов о необходимости лично контролировать качество питания в школах.
Отметим, российские школы перестраивают организацию школьного питания, передавая оказание этой услуги на аутсорсинг. Правда, в отличие от Москвы, где процесс был запущен несколько лет назад, в регионах это началось лишь недавно. Так как новый механизм пока настроен не до конца, еще случаются казусы при поставках продуктов.
К слову, в Башкирии в 2019 году был проведен полный аудит детского питания. Затем в республике внедрили стандарт по его организации, обновили оборудование пищеблоков, а также посуду и мебель в обеденных залах, стали оперативнее реагировать на обращения школьников и их родителей. В этом вопросе республика тоже пошла по стопам Москвы, активно налаживая обратную связь с родительской общественностью.
В столице, напомним, комбинаты питания приглашают родителей не только на дегустации в столовые, но и на производственно-логистические центры (ПЛК), куда изначально поступают продукты. Там сотрудники комбинатов могут наглядно продемонстрировать, почему на стол детям никогда не попадет просрочка и фальсификат. Ведь первым делом у поставщика проверяют документы, чтобы убедиться, что оставшийся срок годности продукта составляет не менее 50%. А после этого его проверяют на качество с помощью лабораторных исследований прямо на ПЛК.
Одна из причин, почему в регионах перевод услуги на аутсорсинг происходит с нарушениями – это как раз отсутствие таких ПЛК. Они, конечно, строятся, но есть далеко не везде. В небольших муниципалитетах услуги продолжают оказывать мелкие фирмы или ИП, у которых нет ресурсов для качественного контроля продуктов. При этом в Москве еще и действует многоступенчатая система контроля готовых блюд. Их в обязательном порядке проверяют по ряду показателей сами сотрудники комбината, Роспотребнадзор, МосГИК, школьная бракеражная комиссия и родительская общественность.
Строгий контроль и четко прописанный контракт со школой обязывают поваров и технологов следовать нормативам и рекомендациям Роспотребнадзора при приготовлении блюд. Поэтому здесь невозможна готовка «на глаз», а сотрудники комбинатов тщательно следят за сбалансированностью блюд по количеству белков, жиров и углеводов.
Кстати, родителям в системе контроля была отведена особа роль. В этом году экспертно-консультативный совет родительской общественности при департаменте образования столицы участвовал в изучении мнения детей о составе меню. Ребятам предложили назвать самые любимые блюда, а по итогам опроса их включили в обновленный школьный рацион. При этом блюда были адаптированы для детского питания: из них исключили острые специи, жареное, свинину и другие запрещенные для детей ингредиенты.
К новому учебному году в меню появились 15 наименований: наггетсы, фишболы и митболы, пиццы, маффины и круассаны, хлопья с молоком, каши с топпингами из варенья и джема. Если раньше соус добавляли в гарниры, даже если ребенок его не просил, как и сахар в чай, то теперь в столичных школах начали учитывать предпочтения детей. Тот же принцип относится к салатам: детям самим предложено выбирать из овощных нарезок в салат-баре, который работает для них каждый день. Возможность выбора или система шведского стола была внедрена для повышения такого показателя, как съедаемость. Ведь если ребенок получит возможность выбрать из нескольких блюд то, что ему больше по вкусу – меньше продуктов отправится в мусорку.
Новые принципы организации школьного питания помогли Москве выйти в лидеры по стране. По данным Роспотребнадзора, проверки горячего питания для учащихся 1-4 классов, проведенные в более чем 1,2 тысячи школ, нарушений не выявили.