Стильный дизайн, эргономичные рекреационные зоны, благоустроенные дворы с инфраструктурой для активного отдыха и занятий спортом, учебные кабинеты, компьютеры и другие современное оборудование – именно такие школы будущего сегодня строят в Москве.
За счет бюджетных средств к 2026 году в столице появится еще 33 соцобъекта, среди которых будут и учебные заведения. Их построят в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО). Как отметил мэр Сергей Собянин, за 10 лет население округов увеличилось более чем в 2,5 раза и составило 650 тысяч человек, а потому округу нужна новая социальная инфраструктура. К тому же году в Новой Москве возведут семь культурно досуговых центров, шесть поликлиник по новому московскому стандарту, детский стационар на 180 коек и лучевой корпус.
Впрочем, стандарты действуют и для образовательных учреждений. Они касаются архитектурных особенностей, экстерьеров и интерьеров зданий. Современные школы и детсады мало напоминают те, что массово строили в России последнее десятилетие. Сегодня в тренде строительство зданий с просторными помещениями и многочисленными аудиториями под различные виды деятельности – от обычных уроков по школьной программе до кабинетов робототехники. Ведь детей стремятся развивать всесторонне, а для этого нужны новые классы.
Причем, предпочтительнее помещения-трансформеры, которые можно разделять перегородками под разные нужды. Например, в детсадах таким способом можно разграничить комнату на игровую и спальню на время послеобеденного сна.
Трансформационные возможности помещений используют при строительстве общеобразовательной школы №2 в селе Остафьево (ТиНАО). Там предусмотрят два трансформируемых зала для занятий физкультурой.
Особое внимание уделяется спорту, поэтому вокруг школ строят целые спортивные площадки. Это уже не просто советские типовые школьные дворы с парой турников. Например, в той же школе №2 во дворе сделают полноценный спортсектор с волейбольной и баскетбольной площадками, участками для занятий легкой атлетикой. А по соседству разместят учебно-опытную зону с огородом и экологической тропой, площадь для проведения общественных собраний и игровые зоны.
Учитывая растущий интерес молодежи к IT, строители новых школ предоставляют детям возможность прикоснуться к профессиям этой сферы. В Лефортово в 2023 году сдадут Бауманскую инженерную школу № 1580. В здании предусмотрены информационный центр с библиотекой и медиатекой, IT-полигон, цифровая лаборатория и инструментальные мастерские.
«Уровень оснащенности большинства школ Москвы компьютерной техникой сегодня находится на отличном уровне: в классах есть интерактивные панели, 3D-принтеры и сканеры, конструкторы робототехники, графические станции, наборы для занятий электроникой и программированием. Своевременно проводить переоснащение при этом крайне важно: развитие информационных технологий идет высокими темпами, и давать детям устаревшие знания, навыки, обучать их на старой технике – это тупиковый путь», – заявил депутат Мосгордумы Олег Артемьев.
Особый подход сегодня используется и в организации столовых – их превращают в целые рестораны. Этот тренд появился в Москве еще десяток лет и начался с проекта «Мой школьный ресторан». Ученикам и педагогам предоставили возможность пофантазировать о том, как могла бы выглядеть столовая в их школе. Так появлялись оригинальные проекты обеденных залов в стиле «Алисы в стране чудес», «Простоквашино», рок-н-ролла, космической станции.
Ресторан в школе №1179 Москвы раскрасили под гжель, а ресторан школы №947 стал оранжево-желтым и был назван «Цитрус». Именно этот проект запустил еще один тренд на обновление блюд меню, который поддерживают комбинаты питания, обслуживающие школьные столовые.
В соответствии с пожеланиями школьников они начали вносить изменения в детский рацион по тематике ресторанов. Например, коронным блюдом в «Цитрусе» сделали пиццу и фруктовые салаты, а коронным напитком стал сок. В ресторане «Гжель» упор сделали на традиционную русскую кухню и определили коронным блюдом выпечку.
Как подчеркивают на комбинатах, новые блюда всегда адаптируют для детского питания, исключая вредные продукты вроде свинины и острых специй. Повара и технологи продолжают следовать строгим требованиям Роспотребнадзора, следя за тем, чтобы все блюда соответствовали нормам по соотношению белков, жиров, углеводов и микроэлементов. Кроме того, все меню состоит из блюд, приготовленных щадящими методами, без жарки.
Таким образом, школьные столовые становятся местом не только приема пищи, но и отдыха, что благоприятно сказывается на физическом и ментальном здоровье детей. Обстановка обеденных залов располагает к тому, чтобы расслабиться, поэтому школьники могут прийти сюда просто, чтобы перекусить, пообщаться с друзьями и набраться сил для дальнейшей учебы.
«Таланты расцветают не вопреки. Для развития потенциала каждого ребенка нужна благоприятная образовательная среда, в которой на ребенка все работает вместе – и педагоги, и технические средства, и система в целом», – отмечает Олег Артемьев.