Новый год для ряда российских школ начался с проверок качества питания и внимания контролирующих органов. В соцсетях вновь стали появляться жалобы на несвежую еду и насекомых, замеченных в учебных заведениях. Так, в школе № 31 Нижнекамска дети получили на обед сосиски с плесенью, сфотографировали их и отправили родителям. Взрослые заявили, что готовы обращаться в Роспотребнадзор.
Кстати, это не первый такой случай. В октябре прошлого года мать учащегося школы №15 Нижнекамска уже выкладывала в соцсетях фото сосиски с плесенью. Однако в пресс-службе городской администрации заверили, что данная партия товара была проверена и имела ветеринарное удостоверение, а по цвету, вкусу и запаху соответствовала норме.
В Кемерове соцсети взбудоражены постом о состоянии школы №34. По словам местных жителей, здание заполонили тараканы, а кабинеты и санузлы требуют срочного ремонта. Кроме того, в туалетах нет мыла, а питьевые фонтанчики забиты мусором. В плохом состоянии находятся также парты и стулья. В мэрии пообещали проверить информацию, а представители оператора питания, обслуживающего школу, заявили, что обработка от насекомых в январе проводилась дважды.
Не обошлось в столовых без просрочки и фальсификата. Например, в школах города Абдулино Оренбургской области Роспотребнадзор выявил сливочное масло и сметану с несоответствием жирнокислотного состава и наличием растительных жиров. Производителю продукции было выдано два предостережения. А в МБОУ Центр образования № 1 Тулы выявили нарушения саннорм и готовки блюд.
Параллельно в новостной повестке всплывали и истории злоупотреблений при выборе новых поставщиков питания в школы и детсады. Например, в Ярославле это закончилось проверками прокуратуры, Роспотребнадзора, ФАС и даже детского омбудсмена. А следственный комитет возбудил уголовное дело по факту оказания некачественных услуг одним из новых подрядчиков.
Дело в том, что власти города решили начать борьбу с монополизмом прежнего единого поставщика «Комбината социального питания». В результате в январе без проведения конкурсных процедур на рынок вышли новые компании, на которые тут же посыпались жалобы. В первый же учебный день одна из школ не смогла предоставить детям горячее питание, пока новый поставщик вступал в права, а на производственной базе другого – нашли бактерии группы кишечной палочки.
Стоит отметить, что передача услуг по организации питания на аутсорсинг вовсе не обязательно должна заканчиваться разбирательствами с правоохранителями. Об этом можно судить по столичному опыту. В Москве многочисленные проверки комбинатов не оставляют шанса завезти в школы некачественные продукты.
На первом этапе сами сотрудники организаций проводят лабораторный контроль продуктов от поставщиков и проверяют, чтобы их срок годности не был менее половины от общего значения.
Затем, уже непосредственно в школах, готовые блюда по вкусу, запаху и другим показателям оценивают специальные комиссии, состоящие из сотрудников школ. Кроме них оценку соблюдению саннорм в столовой и качеству блюд дают сотрудники Роспотребнадзора и МосГИК, которые могут нагрянуть и внепланово.
И, наконец, сами родители тоже могут проверить, чем кормят их детей. Они могут войти в состав пришкольной комиссии, либо посетить дегустацию комбината прямо в столовой. Такие встречи технологи и повара проводят регулярно. Они готовы выслушать все пожелания по блюдам и рассказать об их составе.
Впрочем, за качество родители могут не переживать, так как комбинаты соблюдают все требования Роспотребнадзора по детскому питанию, а из блюд исключают вредные для детей продукты вроде колбас и свинины. Даже обновленное в сентябре прошлого года меню хоть и составили с учетом пожеланий школьников, но оно было тщательно продумано и сбалансировано по соотношению белков, жиров и углеводов.
Кроме встреч с технологами родителям доступны и приложения, в которых можно оценивать блюда. Все это будет учтено при дальнейшем совершенствовании меню. Опыт Москвы сегодня является передовым в стране и достойным для подражания. Пару лет назад представители ООН предложили распространять его на другие страны.