Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение немецкой компании Siemens Mobility GmbH расторгнуть в одностороннем порядке договор с ОАО «РЖД» на поставку 13 поездов «Сапсан».
Как следует из материалов дела, контракт был заключен в июне 2019 года. Решением суда, немецкая компания должна выполнить обещания по поставке, несмотря на введенные санкций. Договор между РЖД и Siemens был заключен в 2019 году на ПМЭФ. Компания должна была поставить составы с сентября 2022 по июль 2023 года. Стоимость сделки составила 513,5 млн евро, однако в рамках этого контракта в Россию прибыли только два «Сапсана».
В мае 2022 года Siemens заявила об ходе с российского рынка, что поставило под вопрос дальнейшие поставки и обслуживание как «Сапсанов», так и «Ласточек». Что касается последних, то они выпускаются на заводе «Уральские локомотивы» в рамках совместного предприятия Siemens и Группы Синара.
РЖД пообещали продолжить обслуживание обоих типов поездов и построить новые логистические цепочки, которые позволят закупать запчасти через третьи страны. По мнению экспертов, сложившаяся ситуацию может подтолкнуть Россию к сотрудничеству в сфере скоростного железнодорожного сообщения с Китаем.
Однако, как пишет «Деловой Петербург», обсуждается и вариант резервирования отдельных составов в качестве «доноров» запчастей для других поездов. В СМИ также делают прогнозы, как долго будут ходить поезда в случае, если РЖД не справится с задачей по их обслуживанию. При самом неблагополучном раскладе поезда могут исчезнут уже в течение двух-трех лет. Если РЖД постарается «растянуть» их эксплуатацию на более долгий срок без должного технического обслуживания, то ездить на них будет просто опасно, считает издание Fozo.info.
«Нужно понимать, что «Сапсан» уже не может обслуживаться на том же уровне, что и раньше. Косвенные признаки уже проявляются. Если «Сапсан» замедлил движение на участке в Питер, где не идут работы на путях, значит, есть другие весомые основания для уменьшения скорости ради безопасности», – пишет издание.
Так что похоже «Сапсан» перестает быть быстрым и комфортным поездом, каким его задумали создатели. Да и в сети сегодня можно встретить массу претензий на качество обслуживания и инфраструктуру поезда. Лидерами по количеству жалоб стали неудобные кресла, дорогая, но не всегда качественная еда и плохо работающий wi-fi.
Например, такой отклик оставил на «Яндекс Картах» один из пассажиров: «Единственный плюс – это время пути 4 часа. Цены на напитки очень высокие, но это можно пережить. Вот что пережить очень сложно, так это крайне неудобные сидения. Хоть один из тех, кто утвердил эти сидения, проехал в них 4 часа? Ценник на билет не низкий, так почему не сделать нормальные сидения?».
«Wi-fi не просто ужасный, его просто нет. Поработать за 3,5 часа дороги так и не получилось, даже почта не грузилась и соединение вечно выдавало ошибку. 21 век, а у нас в поездах так и не могут сделать конкурентный сервис», – отметил другой пассажир.
Кроме того, граждане регулярно сообщают об отсутствии кулеров и достаточного количества разъемов для зарядки телефона. Ну а количество негативных отзывов про цены в меню вагона-бистро и качество блюд и вовсе зашкаливает.
«Сервис тут страдает изрядно. Предлагают перекусить несвежей едой, денег за нее не возвращают и ничего не докажешь, в общем, пассажир – «сам дурак». Несколько смущает такое отношение. И не понятно, почему за такие довольно не малые деньги, еда такого качества. Неприятный осадок от поездки остался», – пишет одна из пассажирок. Отметим, поставками питания в «Сапсаны», а также в «Ласточки» занимается холдинг RBE Group. Это готовые блюда, которые готовят на производстве и доставляют в поезда в пластиковой упаковке. Правда, остается тайной, в каких условиях готовят еду и каковы ее реальные сроки хранения. Производитель питания об этом нигде не сообщает.
Между тем, вагоны-рестораны, в которых повара готовили прямо на ходу поезда, постепенно уходят в прошлое. В РЖД приняли решение отказаться от них в пользу вагонов-бистро, где готовые блюда остается только разогреть. По словам главы компании Олега Белозерова, пассажиры воспринимают «вагон-ресторан» как нечто дорогостоящее. Хотя, стоит отметить, в нынешних бистро цены ниже не стали. Например, чашка капучино здесь обойдется в 270 рублей, а блины без начинки – в 220. Цены на первые и горячие блюда колеблются от 300 до 450 рублей.
Пока аналогов «Сапсану» по скорости передвижения в России нет. В прошлом году СМИ сообщали о разработке российского скоростного поезда. Остается только гадать, получится ли у отечественных инженеров превзойти иностранную разработку в техническом оснащении и создать комфортные условия для поездки.