Но радость самих освободителей в 1943 году была сильно омрачена картиной разрушений, которые оставили после себя оккупанты. Фильм Евгения Пригожина «Ржев», несмотря на обилие жестких сцен, показал лишь толику тех ужасов, что творили здесь фашисты.

Ровно 80 лет назад солдаты полковников Петерса и Яблокова захватили окраину Вязьмы. Бой еще вовсю продолжался на улицах города, а майор Рыжак уже победно вывесил красный флаг. В ходе боев за город и железнодорожный узел красноармейцы уничтожили более 9 тысяч немецких солдат и офицеров.

Радость победы омрачали страшные картины пребывания оккупантов на советской земле. Именно здесь фашисты по полной программе начали осуществлять тактику выжженной земли. На Ржевско-Вяземском выступе они впервые создали карательные отряды, которые уничтожали деревни вместе с местными жителями.

Этой весной вышла научная статья доктора исторических наук Дмитрия Комарова, где он описывает подробности их нечеловеческой жестокости:

«В районах Смоленской и современной Тверской областей, расположенных в границах Ржевско-Вяземского выступа и освобожденных в марте 1943 г., нацистскими карателями было полностью сожжено вместе с жителями 33 деревни.

Две деревни в Тверской области и 31 деревня в Смоленской. Следует еще раз уточнить, что в данном случае это полностью «сожженные деревни вместе с жителями»... Именно на смоленской земле во время своего отступления в марте 1943 г. гитлеровцы совершили самый массовый акт сожжения мирных людей на оккупированной территории в годы войны (из известных автору).

Эта трагедия произошла в деревне Чертово Вырубовского сельского совета Тумановского (ныне Вяземского) района в ходе карательной операции, проведенной захватчиками. 7 марта 1943 г. из окрестных деревень в Чертово гитлеровцами было согнано более 400 местных жителей. Затем их всех в количестве 450 (по другим данным 458) человек загнали в огромный сарай и открыли по нему огонь из пулеметов. После каратели обложили сарай соломой и подожгли.

В огне погибли все, кто там находился, включая маленьких детей: Самуйлова Наталья — 1,5 лет, Васильев Александр — 2 года, Васильева Нина — 6 месяцев и других. Уцелел только один мальчик — Самуйлов Семен 14 лет, его спасли подоспевшие бойцы Красной Армии».

В отличие от историка, знакомого с этими ужасами по документам, освободители города видели все это своими глазами. В своем дневнике военкор Константин Симонов сделал такую запись 15 марта 1943 года:

«Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города…

Пробую представить себе, где же был дом, в котором мы сидели в ту ночь… Все завалено обломками, что даже трудно понять, как и где шли раньше улицы… Воздух кругом напоен гарью, а снег почернел, как будто люди, оставшиеся в живых в знак скорби посыпали всю землю пеплом».

На фоне таких описаний меркнут даже художественные сцены, которые кинематографисты вставляют в фильмы, чтобы показать зверства фашистов. В картине «Ржев», действие которого как раз разворачивается на Ржевско-Вяземском выступе, несколько красноармейцев спускаются в подвал разрушенной церкви, где обнаруживают штабеля мертвых тел.

Немцы, чтобы местные жители не путались под ногами, расстреляли всех, кто попался им под руку — детей, женщин и стариков. Стоит сразу оговориться, что фильм снят по книге фронтовика Вячеслава Кондратьева. В своей повести «Искупить кровью» он старался показать то, чему сам был свидетелем, для этого даже не менял имена некоторых персонажей.

Ротный Евгений Пригожин на страницах — это реальный офицер, с которым автор познакомился уже после войны. И именно его внук — петербургский предприниматель Евгений Пригожин — в 2019 году стал инициатором экранизации книги.

Ужасы военных лет продолжают регулярно всплывать в СМИ: ветераны рассказывают о них потомкам, и те сохраняют воспоминания. Сейчас в Тверской области развивается проект «Ржев. Молодежь помнит», в рамках которого ученица ржевской средней школы №7 Настя Волкова поделилась воспоминаниями о своей прабабушке Прасковье Волковой.

Весной 1943 года немцы, теснимые Красной армией, накормили своих голодных собак детьми. Двухлетний Петенька, ненаглядный сын Прасковьи Волковой, стал одной из жертв этих нелюдей. Чтобы удовлетворить свои садистские наклонности, фашисты заставили женщин под дулами автоматов смотреть, как звери терзали молодую плоть.

Так что эта земля не только пропитана кровью солдат, но и страданиями мирных жителей, и ни одно кино не сможет выразить всех ужасов, которые они вынесли за четыре года войны.