Российский режиссёр Ренат Давлетьяров говорит, что отсутствие фильмов о специальной военной операции обусловлено не тем, что профессионалы киноиндустрии игнорируют эту важную для нашей страны тему. По его мнению, дело в том, что производство кино — медленный процесс. Но фильм Евгения Пригожина «Лучшие в аду», посвящённый русским бойцам, опровергает эту точку зрения: картина вышла всего через полгода после начала СВО.
В интервью изданию «Бюллетень кинопрокатчика» Ренат Давлетьяров много рассуждал на тему зависимости российского кинематографа от продукции Голливуда. По мнению режиссёра и продюсера сегодня остаётся только упорно работать, не обращая внимания на окружающие факторы – рано или поздно историческая турбулентность закончится. При этом на стороне русского народа выступает феноменальный опыт наблюдения за историческими процессами. И творцам необходимо осмыслить глобальные изменения в своём творчестве.
— Кино не снимается быстро, — отметил Ренат Давлетьяров. — Периодически в различных телешоу я слышу недоумение: почему никто не снимает про спецоперацию? Журналисты просто не понимают технологии кинопроизводства. Работа над сценарием занимает в среднем как минимум год и стоит несколько миллионов. С начала спецоперации прошел год, надеюсь, вот сейчас начнут появляться проекты, предлагающие художественное осмысление происходящего. В основе всего кинопроизводства лежит создание сценариев. Надо написать тридцать сценариев, чтобы получилось дай бог десять. А из десяти потом «выстрелит» пять фильмов. Так устроен мир кино. Как только появляется фундаментальная государственная поддержка, быстро находятся частные инвесторы. Но убери завтра всю поддержку, кино послезавтра закроется.
Режиссер погружен в тему, поэтому спорить с ним сложно. Несколько лет назад Давлетьяров снял фильм «Донбасс. Окраина» про события после майдановского госпереворота. Да и в военном кино он не новичок: в 2015 году автор снял «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева, а в позапрошлом году — «Лётчика» по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Но, несмотря на все нюансы кинопроизводства, российским кинокомпаниям удается удивлять зрителя, не растягивая съемки на годик-другой. Например, первый художественный фильм про СВО вышел ещё осенью прошлого года. Военная драма Евгения Пригожина «Лучшие в аду» заполучила армию поклонников и благодаря своей актуальности в том числе. Если же учесть, что съемки фильма проходили в местах, которые совсем недавно были эпицентром боя, то ее популярность легко объяснима.
— Предложили в компании «Триикс медиа» поучаствовать, я с удовольствием согласился, — рассказывал о том, как оказался на съёмочной площадке исполнитель одной из главных ролей Георгий Маришин. — Заранее меня предупредили, что это связано с большими рисками, объяснили, что и как. Мы ведь ехали на передовую. По сути, мы снимали под бомбёжками, жили под бомбёжками, под ногами валялись мины. Так что на тот момент опасность была даже не для здоровья, а для жизни. Прямая опасность. В фильме снимались максимально подготовленные люди, настоящие профессионалы, и речь не только об актерах и каскадерах с хорошей базой, умеющих двигаться и работать с оружием. Нас натаскивали опытные и грамотные инструкторы, прошедшие боевые действия. Почти две недели до старта проекта мы готовились. Но, и после того, как прозвучала команда «Мотор!» тренировки не прекращались. Пока одни ребята работали в кадре, другие продолжали постигать азы воинского дела.
Кино получилось максимально реалистичным. Удачно отработали не только режиссёр и актёрский ансамбль, но и постановщики трюков и мастера по спецэффектам. Штурм нескольких зданий хорошо подготовленными бойцами создатели смогли разложить по полочкам так, что публика не могла оторваться от экрана почти два часа времени. За несколько недель фильм в Сети посмотрели более 100 млн раз. То есть создатели картины – предприниматель Евгений Пригожин и штурмовик Алексей Нагин – смогли не только в кратчайшие сроки запустить и реализовать масштабный проект, но и завоевать признание российской аудитории. Вслед за «Лучшими в аду» вышло несколько документальных картин, посвященных теме СВО, но художественные за полгода так и не подоспели. А некоторые представители индустрии продолжают убеждать себя и окружающих, что время ещё не пришло.