В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова проходит очная стратегическая сессия «Управление образовательной программой в современном университете» под руководством сотрудников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Лекции и семинары для административно-управленческого и профессорско-преподавательского составов вуза проводят академический руководитель образовательной программы «Управление в высшем образовании» института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов, заведующий лабораторией цифровой трансформации образования института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов, научный руководитель образовательной программы «Управление образованием», профессор департамента образовательных программ института образования НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. В режиме онлайн к работе сессии присоединился директор института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Приветствуя участников стратегической сессии, помощник вице-премьера Правительства Российской Федерации Антоний Швиндт отметил важность обмена опытом между университетами по формированию системы подготовки педагогических кадров в аспекте решения стратегических задач в области образования в стране.
Сама подготовка преподавателей высшей школы нуждается в тонкой трансформации и продвижении. Мы сегодня об этом думаем, обсуждаем, есть целая рабочая группа в Правительстве, которая мыслит на тему, как выстроить качественную подготовку преподавателей. Тем более отрадно, что и мои коллеги из ВШЭ, с которыми я работал, сегодня делятся своим бесценным богатым опытом, и то, что сегодня университет открыт и привлекает другие университеты. У КБГУ есть возможность поучиться чему-то новому,
– отметил Антоний Швиндт.
В программе трехдневной сессии лекции по темам трансформации педагогического образования с целью внедрения индивидуальных образовательных траекторий, которые будут обсуждены в ходе семинарских дискуссий.
Наши гости из ВШЭ будут говорить о внедрении индивидуальных образовательных траекторий. Это непростая задача. Для ее решения важно иметь ресурсное обеспечение, введение новых образовательных программ, чтобы с учетом индивидуальных способностей студент мог выстроить свою образовательную линию. Первый опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий в Кабардино-Балкарском государственном университете планируется осуществить с 1 сентября 2023 года на уровне магистратуры в институте педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, а с начала нового 2024 – 2025 учебного года и в других образовательных подразделениях КБГУ,
– прокомментировал и.о. ректора КБГУ Юрий Альтудов.
Тему стратегической сессии пояснил академический руководитель образовательной программы «Управление в высшем образовании» института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов:
Институт образования Высшей школы экономики связывает давняя дружба с КБГУ, и мы активно делимся теми практиками, которые существуют в ВШЭ.
Команда КБГУ обратилась к нам с просьбой поделиться опытом в использовании индивидуальных образовательных траекторий в образовательном процессе.
Мы посмотрели программы развития университетов, участвующих в проекте «Приоритет – 2030», многие университеты, с тем или иным уровнем понимания, используют индивидуальные образовательные траектории.
В принципе, в рамках образовательных стандартов, которые существуют сейчас, у студентов есть вариативный блок, где они выбирают дисциплину.
Однако на самом деле это дорогая и масштабная модель, реализуемая не в рамках конкретной образовательной программы, а имеет более широкий спектр дисциплин на выбор внутри одного университета, когда у студента появляется возможность выстраивания своей образовательной траектории, исходя из своих предпочтений, возможностей университета с точки зрения образования и науки.
В эту деятельность должны быть вовлечены не только преподаватели одной кафедры, а вся команда университета – это преподаватели и научные сотрудники университета.
Индивидуальная образовательная траектория очень часто предполагает сетевые виды взаимодействия, например сетевые программы, реализуемые не одним, а несколькими университетами.
На смену студентоориентированности приходит студентоцентричность – когда весь образовательный процесс и внеучебная деятельность формируется вокруг студента и его интересов. Это позволяет воспитать в студенте большую самостоятельность и осознанность в том числе и в выстраивании своей собственной образовательный траектории.
Есть определенные нормативные документы, которые нас сильно ограничивают с точки зрения внедрения этой идеи, но есть и те, которые носят лишь рекомендательный характер. Очень важно, чтобы в вузах были люди, которые бы не только хорошо разбирались в нормативной базе, но и понимали, какая идеальная модель может существовать и как ее упаковать в рамках нормативного регулирования. Иногда стоит более гибче относиться к образовательным стандартам и стараться реализовать свои идеи.
Я рекомендую многим университетам выезжать на внешние площадки и знакомиться с тем, как реализуется учебный процесс в других вузах. Несмотря на то, что университеты все разные, проблемы у них одни и те же.
Индивидуальная образовательная траектория – это не только образование, это система, помогающая студентам использовать все ресурсы, которыми располагает университет. Это касается и научной и внеучебной деятельности. Нужно помочь студенту максимально эффективно воспользоваться всеми этими ресурсами, чтобы получить возможности максимальной самореализации.
В течение 3 дней участники семинара изучат нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации программ в современной магистратуре и бакалавриате, раскроют для себя понятие «Образовательный Дизайн», в целевых дискуссионных группах проработают методические и управленческие решения для реализации индивидуальных образовательных траекторий. И в завершение получат описание модели (техзадание на разработку) организации образовательного процесса, ориентированной на индивидуализацию образовательного процесса в КБГУ с начала 2023-2024 учебного года.