В Подмосковье с нового учебного года изменится меню. Как рассказали в Минобразования региона, в него добавят оладьи с вишневым соусом, вареники с творогом, наггетсы и сырники. В то же время, из рациона школьников уберут супы из консервов и манные пудинги.
Ранее ассортимент блюд был расширен пельменями. Однако, стоит отметить, что это не обычные пельмени из магазина, а те, которые разрешены для детского питания и соответствуют всем требованиям Роспотребнадзора.
Эти и другие блюда появились в меню благодаря регулярным опросам детей и их родителям. Причем, родители всегда имеют возможность лично пробовать, чем питаются их дети, благодаря программе «Родительский контроль». Это дает возможность мамам и папам посетить школьную столовую, предварительно записавшись на Школьном портале.
Стоит отметить, что пельмени в рацион школьников ввели и в Москве, которая считается лидером в организации питания среди регионов РФ. Это блюдо появилось еще зимой 2022 года после общественной дискуссии о том, можно ли его использовать в детском питании.
Дело в том, что в советское время пельмени присутствовали в детском меню, но потом были из него исключены, хотя никакого запрета на это в СанПиНе не было. Год назад ЗАО «Комбинат дошкольного питания» по согласованию с властями ЮАО ввел его в рацион школьников по четвергам. Пельмени готовились в полном соответствии с технико-технологической картой из сборника рецептур для детсадов и школ: из свежего мяса, без добавок и усилителей вкуса. Также в них не добавляли перец, а соль использовали только йодированную и в небольших количествах.
Представители комбината рассказали, что готовят пельмени из сырья, полученного от проверенных поставщиков, а при логистике продукта строго контролируется температурный режим. Приготовление блюда ведется в пароконвектоматах, где пельмени не развариваются и сохраняют полезные свойства. Спустя год были подведены итоги эксперимента. Согласно результатам, полученным благодаря приложению «Оценка питания», в большинстве случаев это блюдо получило высшую оценку.
Но не только пельмени появились в прошлом году в меню московских школьников. К началу учебного года в рацион детей ввели почти два десятка новых блюд, включая наггетсы, маффины, каши с топпингами из варенья и джема, фишболы и митболы, несколько видов пиццы, дальневосточный суп с красной рыбой, азу по-татарски, фриттата, блинчики и другие. Именно за них голосовали ребята в ходе опроса, который провели представители профсообщества комбинатов питания совместно с родительской общественностью.
Также именно в столице впервые начали передавать организацию школьного питания на аутсорсинг, что значительно повысило его качество. Сегодня комбинаты питания занимаются не только приготовлением – они участвуют в школьной жизни и проводят кулинарные мастер-классы. Кроме того, именно московские комбинаты реализовали в столовых принцип шведского стола, когда детям предоставляется возможность выбирать блюда из нескольких комплексов – так значительно повышается съедаемость и уменьшается количество отходов.
Для детей также организовали салат-бар с овощными нарезками, из которых можно самостоятельно собирать себе салат по вкусу и дополнять его соусами и заправками. В этом кстати тоже заключается воспитательный принцип: комбинаты убрали из рациона все вредное и даже буфеты с фастфудом. При этом, школьникам предоставили возможность выбора, но только из полезной еды. Таким образом, у детей формируются полезные пищевые привычки: они запоминают правильное сочетание продуктов и блюда, приносящие организму пользу.
Сегодня столичный опыт зарекомендовал себя как эффективный, и его активно перенимают в регионах. Так, все чаще школы передают организацию питания специализированным комбинатам. Например, в Подмосковье работают уже 52 таких оператора и пять комбинатов, а продукты в них поставляет 51 организация. При этом 42 школы организуют процесс самостоятельно.
По данным мониторинга Роспотребнадзора, школьное питание в России становится все качественнее. Так, главы регионов стали внимательнее относиться к нему и выделяют на это дополнительное финансирование. В результате пищеблоки не без помощи комбинатов питания приходят в нормативное состояние, их обеспечивают необходимым технологическим оборудованием. Все чаще родителей привлекают не только к оценке блюд школьного меню, но и к проверке готовности производственно-логистических комплексов к учебному году.