Тема Великой Отечественной до сих пор считается наиболее выигрышной для отечественных кинематографистов. В семье каждого из них были близкие, так или иначе участвовавшие в войне. И почтить их память достойным полотном – святая обязанность каждого уважающего себя творца.
«Т-34», 2018 г.
Фото: скриншот видео с YouTube
Новоиспеченный выпускник курсов младших лейтенантов Николай Ивушкин чудом ускользает от немецкого танка на грузовике, чтобы успеть покомандовать потерявшим часть экипажа Т-34. Первый бой в итоге заканчивается потерей боевой машины и пленом. В фашистском концлагере молодому и дерзкому бойцу очень не понравилось, поэтому он подбивает нескольких красноармейцев вернуться к своим. Тем более, что доступ к танку у них имелся: пленным давали возможность управлять техникой, чтобы на живых солдатах отрабатывать тактику. Снарядов пушечному мясу, само собой, не полагалось. Осталось самое сложное – вырваться с учебного полигона без какого-либо боезапаса и промчать на танке всю страну в сторону линии фронта. А просто смотреть, как пленные убегают, фашисты не собирались.
Сюжет выдуман, но подтолкнули к этой фантазии реальные события, в том числе побег летчика Девятаева из плена на самолёте. Так что героика, которой наполнено кино, появилась не на ровном месте. У Алексея Сидорова, срежиссировавшего «Т-34», получился самый кассовый фильм о Великой Отечественной войне. Кассовые сборы — 2,2 млрд руб., а Александр Петров, исполнивший роль Ивушкина, мгновенно стал главной отечественной кинозвездой. Но успех боевика был обусловлен не только смазливым главным героем, свой вклад внёс весь экипаж машины боевой. И каждый из севших в танк актёров отыгрывал не только за себя, но и за своих предков. Персонаж Антона Богданова в сценарии назван Волчком. Артист решил, что это прозвище, переименовал его в Демьяна Михайловича, превратив имя-отчество в мост, связующий поколения его семьи: Михаилом звали деда-фронтовика, а Демьяном сына Богданова.
«Брестская крепость», 2010 г.
Фото: скриншот видео с YouTube
Брестская крепость стала первой, кто встретил удар фашисткой Германии 22 июня 1941 года. Немцы рассчитывали мгновенно прошить укрепления и прорываться дальше, но героические защитники имели на это собственное мнение. В фильме рассказывают о трёх основных очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым. При этом главных героев в картине, как и в жизни, не оказалось. Авторы постарались уделить внимание множеству красноармейцев, большинство из которых погибло тем страшным июнем. Но до трагической гибели ещё далеко, и перед зрителем предстаёт образ советских характеров, способных встать плечом к плечу на пути врага.
Кино снимали на территории самой Брестской крепости, и случайности, с которыми сталкивалась вся бригада, подталкивали к мысли, что кто-то сверху внимательно смотрел, как препарировали первый удар фашистов по Советскому Союзу.
«У нас было такое ощущение, что эти защитники Брестской крепости стоят у нас за спиной», — рассказал продюсер ленты Игорь Угольников. — «Во-первых, мы снимали в самой Брестской крепости, и для этого заранее долго готовились. А 22 июня мы пришли к могиле защитников и попросили у них разрешение и помощи в съемке этого фильма. И вот потом, вы не поверите, мы сняли картину за 73 съемочных дня, а так не бывает. Весь наш план, который мы с Сашей подготовили, исполнялся абсолютно точно. Нам нужно солнце — появляется солнце, нужен подвал — находим его. Но самое удивительное произошло 14 октября. Был солнечный день, а нам по сценарию нужен был снег. Мы даже не надеялись. Но на следующий день, когда проснулись в 6 утра, на земле лежал 10-сантиметровый снег, хотя такого не было никогда. И, что самое любопытное, когда мы все отсняли, к полудню он растаял, и потом его не было месяц».
«28 панфиловцев», 2016 г.
Фото: скриншот видео с YouTube
В 1941 году немцы на всех парах неслись к столице СССР. Оставалось совсем немного до Москвы, но Волоколамское шоссе оказалось для фрицев дорогой в никуда. Красноармейцы под командованием генерала Панфилова начали осваивать новую тактику, которая не заключалась в стоянии до последней капли крови. Солдаты постоянно были в движении, нанеся удар, они сразу отходили на запасные позиции, чем максимально осложнили продвижение врага. Всего 28 панфиловцев возле разъезда Дубосеково пожгли десятки танков и надолго притормозили вражескую армию. Легендарная история получила не менее легендарное воплощение на большом экране. Кино начали снимать на деньги, собранные простыми россиянами. Первая половина фильма посвящена тому, как опытные бойцы обучают своих товарищей, а уже потом начинается пиршество экшена, где красноармейцы взрывают танки, обстреливают пехоту и изо всех сил стараются осуществить главный посыл командира, который не требует, чтобы бойцы умерли за Родину, иначе враг просто пройдёт по их телам дальше. Ему важно, чтобы воины жили за свою Родину. И эта задача гораздо сложнее.
Кино выделяется актёрским ансамблем, в котором переплелась вся многонациональная мощь Советского Союза. Взвод панфиловцев состоит и из русских, белорусов, казахов, украинцев, есть среди них и удмурты. Кино снимали дебютанты, поэтому определённые огрехи местами проскальзывают, но увлечённость делом и доскональное понимание того, что они делают, искупают любые недостатки.
«Мы много читали военной литературы, большое количество воспоминаний, мемуаров, исторические документы, справки и так далее», — поделился секретами работы над картиной режиссёр Ким Дружинин. — «И, в общем-то, панфиловцы — это некий собирательный образ героя-красноармейца, героя—защитника своей родины. Конечно же, за реальную основу мы взяли ситуацию, которая произошла, и в фильме мы постарались как можно более полно объяснить, как небольшой группе людей удалось остановить танковое соединение и уничтожить большое количество танков».
«Ржев», 2019 г.
Фото: скриншот видео с YouTube
Рота красноармейцев так яростно бежит на оккупированную немцами деревню Овсянниково, что те предпочитают отступить в лес. Все понимают, что это случайная победа, и враг обязательно вернётся в уже обжитые избушки. И лучше всех это осознаёт командир подразделения. Но что он может поделать, если пришёл приказ не отступать с данного рубежа? В его силах лишь попросить подкрепление и пушки, но вместо них начальство присылает сотрудника НКВД, очень не вовремя решившего проверить личные вещи бойцов, которые всего несколько часов назад чудом уцелели, пройдя под ураганным огнём врага.
Это экранизация повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», который сам прошёл войну, и даже получил медаль «За отвагу». Он старался рассказывать о вещах, которым сам был свидетелем, потому даже не менял имена некоторых персонажей. Так, ротный Евгений Пригожин был настоящим офицером, сражавшимся подо Ржевом. А много лет спустя его внук, петербургский предприниматель Евгений Пригожин, помог с экранизацией книги. Благодаря стараниям всей съёмочной бригады страна получила одну из самых жёстких и правдивых лент о Великой Отечественной.
«Сама история не простая — это история одних суток, на съемки которой у нас было 40 съемочных дней, — отметил режиссёр Игорь Копылов. — Самой большой загвоздкой стала погода — в начале работы температура доходила до минус тридцати градусов, а под конец из окопов уже приходилось откачивать воду и забрасывать снег. Это бесценный опыт: все артисты на себе испытали, как это — по многу часов лежать в траншее в сильный мороз и не жаловаться. Участники съемок очень прониклись образами своих персонажей. По крупицам они вносили разные детали. Кто-то просил дать безымянным персонажам имена и фамилии своих воевавших родственников, кто-то снимался в тулупе, который был похож на тулуп деда с военной фотокарточки и т.д. Я, как режиссер, очень приветствовал подобную инициативу — есть в этом что-то от Бессмертного полка».
«Битва за Севастополь», 2015 г.
Не только мужчины сражались на фронте в те суровые годы. Картина «Битва за Севастополь» рассказывает о легендарной женщине-снайпере 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Красной армии, Герое Советского Союза, лейтенанте Людмиле Павличенко, уничтожившей в годы Великой Отечественной войны сотни нацистов. Но останавливаться исключительно на охоте за врагом режиссёр не стал, расширив историю в самых разных направлениях, как из личной жизни стрелка, исполненного Юлией Пересильд, так и из исторических поворотов, связанных с освобождением Крыма от фашистов.
В 1942 году снайпер попала в состав советской делегации в США, где подружилась с первой леди этой страны Элеонорой Рузвельт. Большой вклад в открытие второго фронта сыграла именно Павличенко, бросившая в лицо американским военным знаменитую фразу: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»
Фото: скриншот видео с YouTube
Масштабные батальные сцены, любовная линия и мастерское переплетение эпизодов с передовой и из тыла сделали из «Битвы за Севастополь» настоящий хит, который тепло был принят как в нашей стране, так и за её пределами. Не менее важным стало и личное отношение авторов к рассказанной истории.
«Горжусь тем, что назван в честь своего дяди — тоже Сергея, фамилия другая — Ткачук, который погиб в 1945-ом, — признался режиссёр картины Сергей Мокрицкий. — Мне с детства говорили, что он был очень умный, хороший парень, родственники ждали его с войны, но он погиб. Как я потом выяснил, он был героем войны, в том самом прямом смысле этого слова. У него были награды, он совершал подвиги, и я очень горд, что ношу его имя».