130 родителей будущих первоклассников из разных районов республики побывали на очередном Дне родительской компетентности в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова, чтобы обсудить проблему психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Занятие провели сотрудники Центра консультативной помощи родителям в составе КБГУ, оказывающего бесплатные услуги родителям по гранту национального проекта «Образование».
Руководитель центра, кандидат психологических наук Римма Багова рассказала о психофизиологических основах школьной зрелости.
Мозг ребенка еще формируется, поэтому у многих будущих первоклассников еще недостаточно развиты процессы самоконтроля, регуляции своей деятельности, у них еще низкая умственная работоспособность. Поэтому родителям и педагогам надо знать методы вовлечения в детей в совместную деятельность, уметь создавать положительную, поддерживающую эмоциональную атмосферу,
– отметила Римма Багова.
Консультант центра, кандидат психологических наук Будимир Нагоев проанализировал психологическую готовность ребенка к школе с позиции отношений и ожиданий. Психолог подчеркнул, что поступление в школу – значимый и переломный момент в жизни как ребёнка, так и родителей, поэтому важно сформировать правильное отношение у ребёнка к школе, а на это существенным образом влияет позиция и отношение к школе самих родителей.
Будимир Нагоев объяснил родителям, что важно формировать у будущего школьника мотивацию получения именно знаний, а не «погони» за оценками. Разговор коснулся и вопроса взаимоотношений родителей с учителем: какую позицию должны занять родители, чтобы поддержать авторитет учителя в глазах ребёнка.
Что должен уметь будущий первоклассник? Какие компоненты входят в психологическую готовность ребенка к школьному обучению? Ответы на эти вопросы гости искали вместе с кандидатом психологических наук, консультантом центра Рахимой Малкаровой.
Психологическая готовность к школе – это уровень развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ребенка можно назвать психологически готовым к школе, если достаточно и равномерно развиты мотивационнный, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный компоненты,
– рассказала Рахима Малкарова.
Программу Дня родительской компетентности завершил семинар-тренинг «Готовность родителей к поступлению ребенка в школу», разработанный консультантом центра, кандидатом педагогических наук Риммой Кумышевой.
Автор тренинга исходила из вопросов: насколько родители готовы стать посредниками между своими детьми и школой? Все ли составляющие готовности ребенка к школе им известны и готовы ли к их формированию?
Опрос гостей показал, что большинство родителей не готовы вызвать и поддержать у ребенка желание учиться; помочь в подготовке устного ответа; способствовать умственному развитию ребенка, многие из присутствующих не смогут воспитать в своих детях ответственность и обязательность, наладить режим их деятельности и отдыха.
Задания для родителей были ориентированы на формирование у детей умений анализировать текст по заданной схеме и конструировать его краткое содержание; высказывать свое мнение и аргументировать его при решении простейших математических задач; группировать и классифицировать слова с учетом разницы выражаемых ими значений. Специально для родителей Римма Кумышева разработала ситуационные задачи по оптимальному общению с детьми; задачу по тайм-менеджменту. Родители посчитали крайне важным научиться планировать время ребенка с учетом множества его новых обязанностей и необходимости для его полноценного развития подвижных игр, прогулок на свежем воздухе.
В рефлексивной части тренинга родители отмечали полезность выполненных ими заданий и щедро делились своим опытом взаимодействия с детьми. Их выступления интерпретировала с научной точки зрения и дополняла Римма Кумышева.
Участники мероприятия выразили удовлетворение организацией работы, отметили актуальность обсуждаемых вопросов, новизну предложенных упражнений и заданий, высказали готовность использовать их. Большинство родителей сказали, что уходят более подготовленными к новому статусу их детей.