Проблемы преподавания родных литератур были всегда актуальны, являются таковыми сейчас и будут актуальны впоследствии, считает Кетенчиев Мусса Бахаутдинович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой карачаево-балкарской филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, заслуженный деятель науки КБР. Специалист поделился с читателями «КБП» своими мыслями о перспективах данного направления в сфере образования.
Учебники включены в федеральный реестр
Министерство просвещения и науки КБР всегда держит руку на пульсе и проводит большую благотворную работу в данном направлении. Хотя бы взять то факт, что при министерстве существует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников республики, которым руководит профессор Артур Гусманович Кажаров. Сотрудниками этой организации проделана большая работ с привлечением профессорско-преподавательского состава КБГУ и научных сотрудников Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН. Для школ созданы комплекты, куда входят учебники, рабочие тетради к ним, пособия для учителей, а также пособия, включающие множество дидактических материалов. Они разработаны на основе определённой концепции, примерных рабочих программ по языку и литературе, прошли соответствующую экспертизу и включены в федеральный реестр учебников. То есть, в нашем регионе создаются условия, которые могли бы облегчить работу учителей национальных языков и литератур.
Еще нужно отметить тот положительный факт, что при этом центре функционируют профильные лаборатории, в том числе действует лаборатория балкарского языка и литературы, которую возглавляет опытный учитель, педагог Люба Аскербиевна Конакова, которая не покладая рук работает в данном направлении. Благодаря усилиям сотрудников лаборатории учителя имеют возможность регулярно повышать свою квалификацию, своё мастерство. С этой целью привлекаются как теоретики, так и практики в области педагогики, психологии, методики преподавания родных языков и литератур.
Ещё следует отметить, что при этом центре, наконец, открыт журнал, на страницах которого теоретики и практики в области родных филологий могут делиться опытом своей работы.
О снижении «бумажной» нагрузки
Наши учителя являются подвижниками и работают в достаточно сложных условиях. Что я имею в виду? Дело в том, что на протяжении нескольких лет количество времени, которое отводится на изучение родных языков и литератур, существенно сократилось. На сегодняшний день в различных школах – два или три часа в неделю. Этого, конечно, недостаточно для тог, чтобы школьники на должном уровне усвоили родной язык.
Это тяжело и для учителей, так как за короткое время они должны приложить гораздо больше усилий, чтобы ученик понял, принял и изучил многое. Это очень тяжёлый процесс. Т.е., наблюдается так называемая «потогонная» система. И в этом отношении надо облегчить участь учителя родного языка. Облегчение, наверное, пришло бы в том случае, если бы бюрократическая нагрузка, которая выпадает на долю учителей родных языков, да и не только этих специалистов, была бы несколько снижена.
Федеральным центром определённые шаги в этом отношении предпринимаются. Так, 14 июля 2022 года Президент России подписал закон, снижающий бюрократическую нагрузку учителей. Согласно этому документу, Минпросвещения России устанавливает перечень документов, подготовкой которых будут заниматься учителя при реализации основных общеобразовательных программ. При этом профильные региональные органы власти по согласованию с Министерством просвещения могут утвердить дополнительный перечень необходимых документов. Также введён прямой запрет возлагать на педагогов обязанности по подготовке документов, которые не входят в утвержденные перечни.
Закон дал образовательным организациям право применять в своей деятельности электронный документооборот. Таким образом, школы могут не предоставлять бумажные версии документов, а в случае запросов им не нужно будет дублировать информацию, которая уже отражена на сайте школы.
13 февраля 2024 г. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подвести итоги пилотного проекта по снижению «бумажной» нагрузки на педагогов. Завершить реализацию пилотного проекта планируется до 1 октября 2024 года.
Очень надеемся, что со временем вопрос о снижении «бумажной» нагрузки на учителей родных языков и литератур решится и будет доведён до логического завершения.
О статусе учителя и специальном портале
Представляется, что для обеспечения успешного процесса обучения родным языкам необходим специализированный образовательный портал со свободным доступом, который вберёт в себя много интернет-ресурсов, все наработки опытных учителей. Такая работа, по моим сведениям, уже начата и она должна продолжится. Этот процесс нескончаемый, того требует сама жизнь.
Важным представляется забота о статусе учителя родного языка и литературы практически на всех уровнях, начиная со школы, включая муниципальные образования и республику в целом.
Статус учителя должен подкрепляться, в первую очередь, материально. То есть уже со школьной скамьи дети должны ориентироваться на то, что специалист, имеющий педагогическое образование, может жить безбедно. Есть соответствующий опыт ряда стран. Например, в некоторых государствах Центральной Азии начинающий учитель получает достаточно высокую зарплату – в районе тысячи долларов, т.е. более 90 тысяч рублей. Думаю, что, если бы наши учителя получали примерно такую сумму, от них была бы отдача более серьёзная и, соответственно, от них можно было бы требовать больших усилий в их благородном труде.
На сегодняшний день мы подошли к такой черте, что родными языками должны заниматься практически все. Мы же говорим, что в каждой семье должен быть домашний доктор. Я бы хотел видеть в каждой семье домашнего учителя родного языка. Это очень важно, потому что благодаря этому усиливается мотивация. То есть, ребёнок, который с раннего детства слышит родной язык, начиная с колыбельной песни и сказки на ночь, впоследствии легко осваивает тексты народного эпоса и классических художественных произведений. Такая образовательная цепочка должна быть неразрывной. А на сегодняшний день ребёнок лишь урывками слышит родную речь даже в своей семье, что негативно влияет на его компетенции по родному языку и на когнитивные способности.
Родной язык должен пропагандироваться с ещё большими усилиями – не только учителями, но и СМИ, на интернет-площадках, в соцсетях, т.е. там, где в основном «присутствует» молодёжь. Нужны тематические авторские передачи, в которых выражалась бы благодарность нашим подвижникам в области преподавания родных языков и литератур. С другой стороны, чтобы наши ведущие учителя делились друг с другом опытом в СМИ и на интернет-ресурсах. Т.е. должен осуществляться комплексный подход, чтобы ребёнок ощущал, что он без родного языка является несколько ущемлённым в культурном плане.
Мечта о внутреннем экзамене по литературе
Мы сегодня имеем хороших абитуриентов, которые поступают на направления подготовки, связанные с родными языками. Но хочется, чтобы их было ещё больше, и уровень подготовки их был выше.
К сожалению, на сегодняшний день сложилось так, что абитуриенты, не сдавшие ЕГЭ по литературе, но имеющие по данному предмету неплохую подготовку для того, чтобы обучаться на педагога – учителя родного языка, остаются вне специальности. Было бы хорошо, если бы абитуриенты, которые поступают на национальную филологию, могли бы сдавать русскую литературу как внутренний экзамен в стенах вуза. Тогда мы имели бы больше возможностей отобрать наиболее подготовленных выпускников школ, могли бы с ними пообщаться и заметить тот потенциал, которым они обладают.
Очень много на различных уровнях проводится конкурсов, которые воспитывают любителей родного языка и литературы, русского языка и литературы. Отбору лучших абитуриентов способствуют различные республиканские олимпиады по родному языку и литературе, в том числе Северо-Кавказская олимпиада школьников, которую проводит наш университет. Федеральная олимпиада школьников по родным языкам и литературе народов России в 2023/2024 учебном году проводится по 40 профилям. Она включена в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки РФ. Мы очень надеемся, что по её результатам мы сможем получить в качестве абитуриентов достаточно мотивированных молодых людей.
Очень хочется надеяться, что меры, предпринимаемые на государственном, муниципальном уровне, и усилия жителей нашей республики позволят сохранить языки автохтонных народов региона, а балкарский и кабардинский языки не получат статус «умирающих», т.е. не будут включены ЮНЕСКО в списки языков, находящихся под угрозой исчезновения.
Ирина БОГАЧЁВА