Тема тут очень сложная. Мне надо как-то так произнести, чтобы не говорить то, чего говорить не следует. Боюсь, получится невнятно и будет совсем непонятно, о чем речь. Ну да ладно.
Сейчас практически потеряно представление о том, что такое болезнь. Эти представления в Новое время обновили (микробы), и примерно тогда же понятие болезни вылиняло. Сейчас этим словом пользоваться почти невозможно, его не понимают. Если кратко - то, что является болезнью, считается нормой, вариантом нормы. Это примерно также, как с истиной - считается, что есть некое множество мнений, а выделять истину и ложь - это устаревшая дубовость, "всё сложно".
Так и с болезнями. Дело в том, что болезни "душевные" не бывают без телесных коррелятов, так что мало смысла делить на болезни тела и болезни духа. Сейчас так много больных, что господствующая в обществе культура - больна, то, что считается обычным, массовым, нормальным и потому здоровым - это просто болезнь. Я не думаю, что надо эти болезни называть - слишком это будет шокирующе.
Когда мы смотрим на техническое развитие, мы видим ступеньки. Четыре технических революции. Это довольно условное деление, оно полезно в весьма ограниченном смысле, но все же можно им пользоваться. Пар - электричество - компьютеры - и... И - это называют: интернет. Или: ИИ. Иногда выделяют отдельный этап - мол, то был этап интернета, а уж пятая революция будет про другое, там будут киборги и коботы. Обычно говорят так: сращение с машиной, трансгуманизм и прочие такие вещи. Пятую техническую революцию уверенно выделяют по телесному взаимодействию с человеком: машина, электрическая или информационная, войдет в тело.
Чтобы как-то с этими техническими революциями работать, надо понимать, где проходит качественная граница. Когда есть только "множество мнений" и висящий в пустоте "технический прогресс", непонятно ничего. На деле там вовсе не бескачественность. Первая промышленная революция была и последней нормальной. То есть со здоровым развитием общества можно было увязать только первую ступеньку. Это была революция техники, связанная с природными силами.
Именно поэтому воображаемой культурой стим-панка отмечена только первая революция, следующие такого художественного воплощения не получили. Эта воображаемая культура стим-панка - паровой техники - есть фантом неосуществившейся нормальной истории человечества. Той самой альтернативной истории, которой не бывает. Где-то там, в последних десятилетиях XIX века, проходила траектория выхода из современности. По ней история не пошла, мы попали в наше сегодня. Фантом неосуществившейся истории создал стиль в искусстве. (Можно подумать о других развилках реальной истории, которая бросает за собой хвосты неосуществившихся реальностей, вспыхивающих в искусстве).
Электричество - это уже другое качество, это подприрода. И уже вторая революция стала ступенькой к болезни. Техника шагнула в подприроду, и вместе с ней общество шагнуло в под-историю. Мне кажется, это можно сказать - потому что повернуть не удастся. Не удастся уже не болеть, так отчего же не сказать.
Считать четвертую или пятую революции не имеет большого смысла. Там важно увидеть образ, к которому это сваливается. То есть нет смысла говорить о бесконечной линейке революций техники, двадцать пятой или там сорок шестой. Было общество, которое можно было еще преобразовать в здоровое. Затем его захватила болезнь, она распространялась и прогрессировала, и уже практически терминальная стадия. Дальше будет просто течение болезни, что тут стадии выделять. Так вот, образ там связан с полуразумной серой сетью, охватывающей планету и проникающей в отдельных людей, пронизывающей общество. С этой серой полуразумной сетью придется иметь дело, она вступает в развитие и сращивается с людьми. Не удастся больше говорить о развитии человечества - оно теперь вместе с этим вот. Объект изменился, и потому называть процесс тем же словом (история человечества) - просто лгать.
Насколько я понимаю, для отдельных людей еще есть и будет возможность от этого несколько отслониться, отшатнуться, с разными - большими или малыми - жертвами. Для общества в целом, в массе, для человечества - всё.
В связи с этим единое течение истории является теперь ложным концептом. В XIX веке были придуманы мощные понятия всемирной литературы, всемирной истории и т.п. В XXI веке эти понятия исчерпались, больше они не имеют отношения к реальности. Подозреваю, что для подавляющего большинства интересно будет именно будущее-для-масс, как будет развиваться "человечество" в связи с пятой, шестой и пр. техническими революциями, что еще придумают, как оно сложится и т.п. Мне же представляется, что это бессмысленные вопросы. Это уже не важно. На мой взгляд, важность нынешнего момента в том и состоит, что мы дожили до места, когда судьба подавляющего большинства человечества уже больше не представляет интереса.
То, что можно называть историей людей, теперь связано с судьбой небольшого меньшинства. Тех, которые будут как-то жить, пытаясь остаться людьми среди почти поголовно больного населения. Узнаваемый, конечно, сюжет.
Оказалось, что два разных сценария - это один сценарий. Была идея возникновения в обществе отдельных сверхлюдей, которые становятся "не от этого общества" и не от этого мира, и уходят куда-то в "странное", в непонятную высь; это идея люденов. И есть идея зомби-апокалипсиса, когда большинство людей станут бессмысленными потребителями, жрущими всё подряд, у которых идет "охота за желаниями". Это просто разные стороны одного и того же сценария. Только никаких демонстративно-сверхлюдских способностей у люденов не появится. Ни тебе летать, ни исчезать... Людены - это просто те люди, которые находят в себе силы оставаться людьми. А "зомби" - это то большинство, которое совместно, внутри быта, незаметно, регулярно ходя на работу, без объявлений и внятных сигналов, перестает быть людьми. Эти сценарии едины по понятной причине. Исходно сценарий люденов предполагал прогресс, а у нас идет история деградации. Так что не людены взмывают в непредставимые высоты, оставляя остальное человечество медленно взбираться выше и выше, а все люди падают - но немногие пробуют устоять.
У большинства будет совсем другая "история". То есть для понимания этой другой истории потребуются свои понятия, к человеческой истории неприложимые, там будут свои этапы и свои даты - это, может быть, кому-то интересно. Но фокус истории, око мира - смотрит теперь на совсем другую историю, историю совсем немногих единичных людей, не объединенных ни в какое общество. По крайней мере пока.
И, наверное, интересно вот что... вот что можно обозначить как вопрос. В некотором смысле это всё продуманные и проговоренные моменты - жанр зомби-апокалипсиса очень популярен, многие его любят, так что масса авторов там придумали много чего. Поэтому - раз в культуре это не нечто новое, не неожиданная мысль, а напротив - к этому уже подготовлено - можно спросить...
Как-то так: есть ли идеи о жизни людей в новых условиях? Как будет развиваться история человечества - в уникальных условиях жизни среди нечеловечества?
Такого очень, очень давно не было. Длинная история человечества была историей (насильственных) слияний - то есть другие виды людей частично ассимилировались, вливались в единое человечество, частично уничтожались. Сейчас мы знаем о шести видах людей в прошлом. Теперь на планете остался только один человек - и его история и составляет всю писаную историю.
По отношению к этой истории то, что сейчас уже почти вылупилось - это уникальная ситуация. Человечество вновь начинает делиться на виды. Будут ли возникать какие-то особенные социальные институты? Будет ли идти пространственная сепарация, или значительное время они будут жить вперемешку, тем более что людей - намного, намного меньше. Как люди будут воспроизводиться - культурная наследственность при смешанном проживании очень затруднена. В общем, открывается совсем другая, новая, совершенно не похожая на всё известное история человечества. И, конечно, интересно - как ее себе представляют. В этой новой истории, например, будет совсем другая роль индивида, личности - и способов ее создания. Совсем новый пласт "технологий" - способов построения собственной человечности.
Как можно мыслить свою человечность?
В конце я окажу помощь читателю. Нам с вами читать такие тексты тяжело, потому что непонятно, откуда смотреть. Читатель грузно ворочает чувства: это что, он меня выродком назвал? Обозвал меня зомбёй? И поэтому читателю надо помочь. Мы с вами, дорогие читатели, относимся к большинству. Я не говорю о какой-то близкой грядущей катастрофе, после которой по улицам городов пойдут гниющие трупы, и не спрашиваю, рыть ли вам на восьмом этаже погреб для запасов. Не беспокойтесь, почти все катастрофы уже произошли, они составляют содержание недавней истории. Никаких ходячих трупов. Под "зомби" подразумеваются не какие-то страшные создания, а вы и я. Мы же с вами не страшные?
Я же сказал, что массовая история отворачивает от человеческой истории, а мы с вами - ну конечно, среди большинства. Я не знаю, есть ли люди среди читателей (хотя на некоторых очень хотелось бы надеяться), если есть - самые лучшие им пожелания. Я вовсе не о войне с людьми или с "зомби". Я только о познавательном интересе. Мы с вами, читатели - нормальные "люди", мы - те самые больные зомби, которых большинство и история которых меня, например, не очень интересует. Мне интересно, что будет с меньшинством, с людьми. Так что этот пост вовсе не выражение ненависти к тем, кто найдет силы остаться человеком. Это простое любопытство - как же они будут теперь, в этой своей удивительной, новой, уникальной истории людей?
(c)
zh3lПодробнее https://ivanov-petrov.livejournal.com/2534285.ht...