Как придумать щит Александра Невского, незаметно для санитаров
29-12-2024, 18:41 22
Мы не знаем, как выглядел Александр Невский помимо того, что он, скорее всего, носил бороду – в то время так было принято. Какую одежду и доспехи он носил, тоже не знаем, поскольку подлинных вещей от него не сохранилось, зато можем примерно представить, опираясь на дошедшие до нас предметы и всевозможные изображения того времени. Но полной конкретики, конечно, нет, и любой образ Александра Невского будет в той или иной степени фантазийным.
В создании одного такого образа нам – мне и моей жене - и довелось как-то раз поучаствовать. Все началось с, не побоюсь этих слов, Клима Жукова.
Клим Жуков примерно в 1996 г. Впрочем, не будем об этом.
Клим Жуков образца времени описываемых событий
Знакомы мы с ним еще с 1994 года, с первого курса университета, а на тот момент, в 2007 году (тоже давно) он работал в магазине при Эрмитаже и попутно занимался всякими более интересными делами, в данном случае организовывал массовку реконструкторов и поставки оружия и доспехов для съемок фильма «Александр. Невская битва».
Про меня он вспомнил, поскольку я состоял с ним в одном реконструкторском клубе «Ливонский орден», имел соответствующие доспехи и, кроме того, изготавливал щиты, а моя жена, Айсулу Шукурова, умела их хорошо расписывать. Вот он и предложил мне сделать для фильма партию щитов, а потом и поучаствовать в съемках. Отказываться было не с руки, поскольку это сулило хорошую прибавку к зарплате, особенно важной из-за намечавшегося прибавления в семействе.
Итак, надо было сделать, кажется, семь расписных щитов, из них два «европейских», то есть для шведов, включая ярла Биргера, а остальные для русских. Со щитом ярла Биргера получилось забавно. Мы нарисовали на нем герб королей из рода Фолькунгов, к которому относился Биргер – золотого льва на фоне из косых синих и белых полос.
Щит для ярла Биргера. Не бог весть какое фото, цифровой камеры у меня тогда не было, но все равно он красив.
Все бы хорошо, но, когда щит был готов, Клим Жуков сообщил, что в фильме ничего синего быть не должно – это связано с какими-то техническими деталями съемок, по окончании которых все, что нужно, синим раскрасят сами киношники. А пока вместо синего необходимо использовать зеленый цвет, и щит Биргера перекрасить. Ну, перекрасили, стало менее красиво и исторично, но раз уж надо… Стоит ли говорить, что в процессе съемок я увидел массовое использование одежды синего цвета, а когда фильм вышел на экраны, ничего там в синий перекрашено не было, а щит Биргера так и остался с зелеными полосами.
Русские щиты делались и расписывались в более-менее строгом соответствии с доступными изобразительными источниками, которых, впрочем, имеется довольно мало, так что фантазию тоже приходилось задействовать, в определенных рамках, конечно. Щит, который мы предназначали самому Александру Невскому, был самый красивый. В основу его росписи было взято изображение щита в декоре Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на котором можно видеть прекрасного льва.
И на нашем щите лев получился неплохо, и каемочку по краю сделали под Хохлому понаряднее. Цвета, конечно, пришлось додумывать, но понятно, что лев должен быть желтым, а фон красным. В сравнении с остальными щитами этот, как нам казалось, выделялся, и мы его уже мысленно видели в руках (точнее, на руке) у Александра Невского.
Однако не тут-то было. Когда я приехал на съемки, то выяснилось, что актеру, игравшему Александра Невского, выдали другой наш щит.
Тоже, в общем-то неплохой, но его мы раскрашивали, ну… скажем так, на скорую руку. На нем тоже лев, душащий какого-то гада ползучего дракона. С узорчатой каймой возиться уже времени не было, поэтому тут она совсем простенькая, да и сами главные персонажи переданы широкими мазками, чуть гротескно, может быть даже мультяшно. И зеленый фон, в надежде на то, что его перекрасят в насыщенный синий, на котором желтые фигуры будут смотреться выигрышнее. О красном цвете не думали, его и на других щитах хватало.
Кажется, это звездный час того щита, который мы предназначали Александру Невскому - он висит на заднем плане и виден считанные секунды
Ну, что получилось, то получилось. Наш щит, расписанный по мотивам орнамента собора в Юрьеве-Польском попал в кадр где-то в интерьерных съемках, а Александр Невский воевал со щитом, расписанным более фантазийно, и для него не предназначавшимся.
Фильм «Александр. Невская битва» особого успеха у зрителей, вполне заслуженно, не снискал, но зато образ главного героя получил более широкое распространение трудами различных неизвестных мне художников.
Тут просто иллюстрация к сюжету о «возложении печати» на лицо Биргера.
Вот он уже на пафосной картинке, изображающей Ледовое побоище. Не узнать наш щит невозможно, неизвестный художник только фон заменил на красный, что совершенно естественно, поскольку оригинальная зелено-желтая гамма смотрится весьма блекло.
И еще вариация
И еще
Вот еще какой-то коллаж на той же основе с добавлением не знаю кого, может, Дмитрия Донского (вряд ли Александр Невский изображен дважды в пределах одной картины).
Еще чье-то творчество
А тут явно работал начинающий художник
И, наверное, самое прекрасное — в недавно возведенном мемориальном комплексе в деревне Самолва Псковской области, увековечивающем Ледовое Побоище, на мозаичном панно, изображающем битву, князь экипирован... да все им же, конечно, чем же еще?
Сам пафосный памятник
Вид с обратной стороны, то есть на панно
Ну и наш старый знакомый
В общем, похоже, что трактовка одного из наших щитов как щита Александра Невского, «пошла в народ».