«Бойцовский клуб» Чака Паланика: Как найти себя, разнеся в щебень всё вокруг, или История одного грандиозного надувательства Приветствую вас, уважаемые читатели блога, Остап Бендер, великий комбинатор и знаток человеческих душ, снимает шляпу и готов поведать о литературном феномене, который взрывает мозг лучше, чем динамит в руках неопытного пиромана. Речь, как вы догадались, о «Бойцовском клубе» — книге, где мужчины бьют друг друга не ради денег, а ради того, чтобы забыть, что они… купленные в кредит диваны с функцией массажа.
Часть 1. В которой мы знакомимся с героями, или «Ищите женщину! А если не найдёте — ищите Тайлера Дёрдена» Представьте: молодой человек, назовём его «господин Безымянный», страдает от бессонницы, коллекционирует каталоги IKEA и мечтает, чтобы его квартира напоминала музей современного искусства. Но вместо того чтобы лечиться прогулками на свежем воздухе или ромашковым чаем, он отправляется в группы поддержки для больных раком. «Зачем?» — спросите вы. А затем, дорогие мои, что это дешевле психотерапевта и романтичнее, чем разговоры с потолком.
Но тут появляется Она — Марла Сингер, дама с густыми тенями под глазами и талантом появляться там, где её не ждут. Марла, как крыловская ворона, портит нашему герою весь сыр-бор: он больше не может рыдать в объятиях незнакомцев, ибо Марла — его зеркало, отражающее абсурд происходящего.
И вот, словно чёрт из табакерки, возникает Тайлер Дёрден. Этот господин — эталон авантюриста: делает мыло из человеческого жира, взрывает небоскрёбы и проповедует философию, от которой Ницше бы заплакал. Тайлер — это Остап Бендер в мире, где вместо стульев с брильянтами — кулачные бои в подвале. Его девиз: «Разрушай, чтобы построить себя заново». Хотя, если честно, строить он не спешит — ему веселее поджигать.
Часть 2. В которой мы узнаём, что потребительство — враг человечества, но без него не было бы хорошего кофе «Бойцовский клуб» — это манифест против общества, где мужчины стали «хорошенькими мальчиками», а смысл жизни сводится к выбору между ковром «Шведская Смерть» и «Итальянский Апокалипсис». Тайлер, как пророк в майке с пятнами, кричит: «Ты — не твоя работа! Не твой диван! Не твой кошелёк!». И ведь прав, чёрт возьми! Зачем нужен кошелёк, если в нём только долговые расписки?
Но Паланик не был бы Палаником, если бы не довёл идею до абсурда. Подпольные драки превращаются в армию фанатиков, готовых на всё ради «Проекта Разгром». Это вам не кружок любителей кроссвордов — тут взрывают кредитные компании с изяществом, достойным фейерверка в честь Октябрьской революции. Ирония в том, что, борясь с системой, герои создают новую — ещё более безумную. Напоминает мои попытки организовать шахматный клуб в Васюках: начинается с благородной идеи, а заканчивается всеобщим хаосом и разбитыми носами.
Часть 3. В которой раскрывается главный секрет, или «Психика — лучший сценарист»
Ах, этот кульминационный поворот! Если вы ещё не читали книгу — закройте глаза и представьте, что маэстро О. Генри написал сценарий для фильма ужасов. Оказывается, Тайлер и Безымянный — одно лицо, как Яго и Отелло в голове у Шекспира после пятого бокала хереса. «Мы не хотим менять мир — мы хотим его уничтожить», — говорит Тайлер. И ведь уничтожает, начиная с собственной личности.
Марла в этой истории — единственная, кто не поддалась массовому психозу. Она как Елизавета Петровна из «Двенадцати стульев»: смотрит на безумие мужчин, курит и спрашивает: «Ребята, вы вообще в своём уме?». Но кто её услышит, когда вокруг стучат кулаки и летят щепки от разбитых стереотипов?
Эпилог. В котором великий комбинатор даёт напутствие Друзья мои, «Бойцовский клуб» — это не просто книга. Это зеркало, в котором отражается каждый, кто хоть раз покупал ненужную вещь, чтобы заполнить пустоту внутри. Чак Паланик, как настоящий фокусник, показывает нам трюк: мы смеёмся над безумием героев, пока не понимаем, что смеёмся над собой.
Так что если вам вдруг захотелось устроить революцию — начните с малого. Разбейте кофемашину, выбросьте каталог IKEA или просто дайте в морду соседу (шутка! Или нет?). А лучше откройте эту книгу и позвольте Тайлеру Дёрдену — этому Остапу Бендеру эпохи постмодерна — показать, что свобода начинается там, где заканчивается страх потерять диван.
P.S. Первое правило Бойцовского клуба — не упоминать Остапа Бендера. Второе правило — немедленно прочитать «Двенадцать стульев», если вы вдруг приняли Тайлера за образец для подражания. Третье правило — ключом по машине не царапать, это мой совет как гения авантюрных идей.P.P.S. #яновенький Козел обещал, что это поможет в продвижении, ну-с, посмотрим.Подробнее https://ostapibrahimovb.livejournal.com/1014.htm...