"Музыка Для Супермаркетов" Жана Мишель Жарра. Кто слышал этот альбом?
16-05-2025, 14:55 7
Только очень уверенный в себе и своих силах артист может позволить себе выпустить альбом в единственном экземпляре и уничтожить мастер-ленты. Только такого уровня музыкант может несколько месяцев потратить на создание альбома, который услышит лишь один слушатель, не жалея о потраченном времени и усилиях. Рискуя поругаться с лейблом, вызвать негодование поклонников, провоцировать на скандалы журналистов, он всё равно это сделает. Ведь Жану Мишель Жарру терять нечего.
В 1983-м году он был исполнителем, кто уже много доказал и показал. Oxygene и Equinox вошли в историю, хотя тогда это, быть может, еще не было так очевидно. Он, Жарр, нарасхват: концерты в самых разных точках света, причем недешевые, постоянно появляющийся новый материал, да и умение держать "руку на пульсе" в отношении появляющихся инструментов. Для Жарра стали актуальны цифра, сэмплирование, новые тембры.
Однако, именно в этот момент, когда надо особенно разгоняться, он решил поразмышлять. Ведь то, с чем он столкнулся, оказавшись в эпицентре музыкального бизнеса, ему не слишком нравилось. Осознавая, что общество потребления давно уже стало обыденностью, а ниша, в которой он состоялся как артист, видоизменяется, подстраиваясь под потребителя, Жарр захотел высмеять эти процессы. Ведь всё вокруг транслируется, везде что-то звучит, покупается, выбрасывается, появляется новое. Многотиражность для произведения, которое делает музыкант, в том числе и Жарр, стала нивелировать уникальность продукта.
А Жарру очень хотелось бы сделать запись, которая будет уникальна, как скульптура или живописное полотно. Оно существует в единственном экземпляре. У него есть ценность, А бизнес может идти на компромисс с артистом, не желающим продаваться.
Эти мысли как нельзя кстати совпали с тем, что в начале 1983-го года Жарра попросили написать музыкальное сопровождение к одной выставке. Она должна была состояться в июне того же года в галерее Жан-Клода Риделя. Творения художников должны были после этого продаваться на аукционе. Взяв этот факт за основу своего следующего проекта, Жарр решил сделать запись, которая тоже будет единственной в своем роде. Альбом, существующий на одном единственном носителе, который будет куплен на аукционе, сразу же становится очень ценным, а ажиотаж, который будет подогревать выход этой пластинки, еще больше повысит его себестоимость.
По-началу издатели Жарра Disques Dreyfus были в шоке от предложения. Им нужно продавать, причем много. А здесь - совершенно бессмысленная с точки зрения коммерции авантюра. Впрочем, Франсис Дрейфус, однажды поверив в музыку своего подопечного, решил поддержать его и в этот раз. Зашевелились все виды медиа, узнав про уникальный диск. Просили Жарра обнародовать хотя бы часть музыки.
Жарр и Дрейфус
6 июля состоялся аукцион в отеле "Друо". Поспешили многие коллекционеры и просто любители музыки. Было много надежд. У диска, и так уникального, была и обложка под стать, сделанная Бернаром Божандром. Внутри было 11 полароидных снимков, показывающие процесс создания альбома, а последний снимок должен был вставить новоиспеченный владелец экземпляра. К слову, им стал некий М.Джерард, "отплативший" таким образом Жарру благодарность: за год до этого он пришел в себя после комы, а по радио звучал Souvenir From China. Он купил Musique Pour Supermarche за большую сумму в 69 тысяч франков. Впрочем, он был первым владельцем, потом пластинку перекупали дважды, но имя нового обладателя не разглашается.
Там же, на аукционе, Жарр эксцентрично сжег мастер-копию, сведя на "нет" любые разговоры о дальнейшем тиражировании. Впрочем, позже появились "пиратские" копии альбома. После продажи альбома была объявлена трансляция на Радио Люксембург этой пластинки. Выбрав для этого станцию AM-вещания, Жарр как будто бы намерено дразнил поклонников, захотевших зафиксировать единственный эфир с этой музыкой. Поэтому качество записи у этой фонограммы очень скверное. Но слушать можно.
Впрочем, нельзя сказать, что музыка с этого альбома была уж прямо потеряна для слушателей. Некоторые из частей "Музыки Для Супермаркетов" попали в переработанном и дополненном виде на другие пластинки француза: третья часть стала Fifth Rendez-Vous, пятая превратилась в Blah Blah Cafe в Zoolook, а часть седьмой можно услышать в Diva на все том же "Зулуке". А недавно в сборнике 50 Years Of Music появилась демо-версия первой части.
Тогда этот художественный акт наделал много шума. Впрочем, потом об этой истории как-то даже позабыли. Жарр создал прецедент, который потом провернули и многие другие артисты. Но стало ли нам хуже от того, что этот альбомы мы не услышали? Мешает ли он нам воспринимать дискографию Жарра как-то иначе, не ощущая ее полноты?