Две полнометражки снятые по произведению Савинкова "Конь бледный". Оба поставлены на волне "хруста французской булки" затопившей страну с конца перестройки. Повесть Савинкова с её предельно больной рефлексией, в этом смысле выглядит почти идеально. Чем и воспользовался в 1991 году режиссёр Василий Панин сняв свой "Исчадье ада". С середины 80х Панин испытывал дикое например желание снимать на тему пережитков прошлого, что и проделывал до конца жизни, сняв такие нетленки как например "Певучая Россия" о Пятницком, "На заре туманной юности" о Кольцове и многие другие.
В 2004 году Шахназаров представил свой вариант прочтения повести, фильм "Всадник по имени смерть", добавив туда мотивы из других произведений Савинкова, а так же ворох отсебятины.
Борис Савинков, 1903 год.
Сам Савинков обратился к активной писательской деятельности после 1907 года, оказавшись в эмиграции в Париже. Повесть "Конь бледный" вызвала большой переполох в руководстве СР, после её публикации Савинков попал под подозрения, а вскоре боевое крыло было вовсе упразднено и он окончательно порвал с СР.
Жорж/Савинков - Тараторкин
"Исчадье ада" это почти построчное изложение повести Савинкова, с незначительными вольностями. Вольности в основном касаются философских рассуждений Жоржа/Савинкова, поданных в диалогах его с Великим князем Сергеем Александровичем. Жорж в картине Панова это всё тот же Раскольников. Подразумевается как бы прочтение по Достоевскому, учитывая название отсылающее к "Бесам".
Жорж/Савинков - Панин
У Шахназарова Жорж/Савинков это всё же Савинков. В современном промонархистском представлении это фигура некоего предтечи совершенно уже "дьявольских большевиков".
Великий князь Сергей Александрович
В повести Савинкова Великий князь рисуется намеренно отстранённо. Жорж говорит что не чувствует к своей будущей жертве ни жалости, ни ненависти. Однако надо понимать что собой представлял Сергей Романов в глазах подданных Российской империи. Его расхожее прозвище было Князь Ходынский, так как именно на него, как на московского генерал-губернатора возлагалась ответственность за "Ходынскую трагедию". В кругах чиновников и военных он авторитетом не отличался. В широких кругах аристократов и мещан, Великий князь олицетворял "тёмную сторону" царской семьи, связанную с мистикой и содомией.
Великий князь - Лавров
В фильме "Исчадье ада" Великий князь представляет как бы "внутреннюю совесть" Жоржа и пытается нудно и навязчиво проповедовать христианскую мораль террористу-нигилисту. При этом в исполнении Лавровс Великий князь кажется скорее швейцаром-философом, а не князем.
Великий князь - Зотов
У Шахназарова отношение к Великому князю старается быть выдержано в рамках повести. Но нейтральный образ молчаливого, статного генерал-губернатора лишён того смысла который по умолчанию присутствует в повести. Для подавляющего большинства современных зрителей имя Князя Сергея Александровича совершенно ни о чем не скажет.
Азеф
Азеф бесспорно имел куда большее значение в истории революционного террора, чем это показано у Савинкова. Собственно литературная деятельность и отношение к Азефу подорвали влияние Савинкова в СР. Тем не менее именно Азеф в повести выведен как коллективная воля ЦК.
Валентин Кузьмич/Азеф - Самойлов
В фильме "Исчадье ада" фигура Азефа намеренно сведена к минимуму. Тут даже Самойлов не помог, к тому же чувствуется его (Самойлова) откровенная апатия к роли.
Валентин Кузьмич/Азеф - Дюжев
У Шахназарова Азеф в исполнении Дюжева конечно куда креативней, тут он типичный циничный аппаратчик. Только это не имеет отношения ни к повести, ни к исторической достоверности.
Дора Бриллиант
Дора Бриллиант действительно была непосредственной участницей акций по устранению Великого князя и некоторых других деятелей. Она делала бомбы под руководством Савинкова и по легенде жила с ним как его содержанка. Именно её историю Савинков взял как прототип истории Эрны, добавив туда романтическую линию любви. На самом деле Дора была влюблена в террориста Покотилова, погибшего при подготовке покушения на Плеве в 1904 году.
Эрна Бронштейн /Дора Бриллиант - Самохина
В фильме "Исчадье ада" Эрна в исполнении Ольги Самохиной. Как собирательный образ нервной бомбистки, погибающей от взрыва собственной бомбы. Самохина красивая актриса, пожалуй слишком хороша для этого персонажа. К тому-же здесь она с леганца переигрывает.
Эрна Бронштейн /Дора Бриллиант - Раппопорт
В фильме Шахназарова Эрна в исполнении Раппопорт. Кажется очень правдоподобной. Тоже погибает во время теракта, хотя в реальности Дора сошла с ума в Петропавловской крепости и умерла в 1907 году.
Иван Каляев
Одна из самых резонансных личностей эпохи террора Иван Каляев. Революционер романтик, идейный террорист и верующий, всегда подчёркивающий свою религиозность. История Каляева послужила вдохновением для многих поэтов и писателей эпохи, но Савинков был его непосредственным руководителем. Кроме того Савинков и Каляев были знакомы ещё с юности.
Ваня/Иван Каляев - Конкин
В обоих картинах Каляев выведен в образе фанатика. Однако в реальности он действовал довольно трезво и продуманно, даже когда отказался бросать бомбу в карету с княгиней и племянниками Великого князя.
Ваня/Иван Каляев - Семакин
В фильме Шахназарова Каляев совсем уже "нервный юноша", хотя в реальности это был взрослый и вполне трезвомыслящий человек. В фильме Каляев тупо (и зря) погибает во время покушения. В реальности его задержали, приговорили и казнили. При этом Каляев осознанно не позволил провести компанию по собственной дискредитации, отклонив все предложения о помиловании.
То что касается локаций, декораций и прочего создающего настроение в фильме. Именно тот самый "хруст". Фильм Василия Панина, при всей его малобюджетности, всё же создаёт довольно депрессивную атмосферу. Все это ближе к советским представлениям о дореволюционной России. Простой кабак с Киркоровым добил.
У Шахназарова всё по другому. В глаза бросается его лубочный стиль в постановке. Румяный, упитанный "народ" в ярких нарядах. прилизанные улицы, шикарные рестораны, в общем всё дорого-богато. Чувствуется что Карен истинный русский патриот и православный монархист.