Тридцатишестилетний мамин сын по ошибке попадает в чужую квартиру, но думает, что эта квартира – их с мамой. Как Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому пришёл в голову этот сюжет?
Рассказывают две версии. Согласно первой, кто-то рассказал им историю о человеке, которого друзья-шутники в сонном и не сильно трезвом состоянии посадили в поезд, идущий в Ленинград. Бедняга проснулся в чужом городе, без денег, с портфелем и банным веником. Брагинский и Рязанов стали думать, что могло бы с ним приключиться дальше.
По второй версии, в основу фильма легла история, приключившаяся с командой глухонемых шахматистов. Те летели на соревнования. Прилетели, сели в такси, показали записку с адресом. Приезжают, а шахматного клуба там нет. Оказалось, самолёт совершил промежуточную посадку в другом городе, а объявления об этом они не слышали.
А вот самая очевидная версия популярностью почему-то не пользуется. И это странно. Взгляните на них, он ведь даже внешне похожи! Женя Лукашин и милиционер Свистулькин из повести Николая Носова « Незнайка в Солнечном городе»…
Если помните, этот милиционер попадает в чужую квартиру и живёт там некоторое время, как в своей, не догадываясь, что квартира чужая. И когда появляются настоящие хозяева квартиры, они застают его спящим, совсем как героиня «Иронии судьбы» – Женю Лукашина.
Когда Рязанов и Брагинский сочиняли свою историю, эта книга уже была хорошо известна. Возможно, они читали её своим детям.
…Вот только пить в детских книжках не рекомендуется, – пришлось Носову своего Свистулькина кирпичом по голове ударить. Ну, ничего. Мы-то взрослые люди. Нам это не грозит.