Усадьба Чернышевых и храм Казанской Иконы Божьей Матери, стоящий напротив — широко известное в узких кругах (с) место. Уж больно поражает контраст былого великолепия и нынешней разрухи
От усадьбы, которую когда-то называли «подмосковным Версалем» сейчас остались такие вот руины :( Антонина Павловна Кожемяко рассказала нам, что граф Чернышев «брал в 1761 году Берлин и фашисты, зная об этом, при отступлении в 1941 года расстреляли усадьбу из пушек». Иногда заботливо сообщают альтернативную версию — что усадьбу в 41-м разбомбили наши героические «ночные ведьмы» из-за того, что там был штаб немецких войск.
Как бы то ни было — прошло 79 лет.
Ярополец или Ераполча — родовое майоратное имение графов Чернышёвых, Чернышёвых-Кругликовых (с 1832 г.), Чернышёвых-Безобразовых (с 1908 г.) в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии.
В 1717 году первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.
Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб. В 1780 году шведский посланник Нолькен в донесении своему правительству именует эту усадьбу Иераполисом.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может».
После Октябрьской революции усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.
Реставрация, предпринятая на исходе советского периода, подвигалась крайне медленно. В начале XXI века памятник находится в ведении Московского авиационного института и стремительно деградирует.
Ну да, не поспоришь!
Основная ось усадебного комплекса связывает господский дом с Казанским храмом и центральной аллеей регулярного липового парка, который спускается к пруду тремя террасами. На месте пересечения с поперечной осью высится гранитный обелиск в память о посещении имения Екатериной Великой в сентябре 1775 г. Почти все, что осталось от былого великолепия.
Потому что напротив....
Вотчинная Казанская церковь состоит из двух симметричных частей со сквозным поперечным проходом, что является большой редкостью.
Повторюсь, фотографии сделаны 31 июля 2010 года.
Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь) 1780—1798 гг. постройки, в ионическом стиле, заложен Г. П. Чернышёвым в 1742 г., с отдельно стоящей колокольней постройки 1839—1869 гг., в русско-византийском стиле, в усадьбе Чернышёвых. Идея уникального храма принадлежит самому З. Г. Чернышёву. Имя архитектора храма доподлинно неизвестно, колокольни - предположительно П. П. Буренин. Церковь с колокольней окружает ограда со Святыми воротами и калитками 1870 г.
Мы вошли в церковь очень легко — влезли через выбитое окно. Даже с детьми, да-с
В алтаре Казанской церкви до 1941 года хранился символический ключ от Берлина, привезённый в Ярополец З. Г. Чернышёвым. Во время Великой Отечественной войны один из куполов и пол были повреждёны попавшем в храм, но чудом не разорвавшимся авиационным снарядом. Церковь закрыта в 1966 г., после смерти настоятеля, наиболее ценные предметы вывезены в Иосифо-Волоцкий монастырь, а помещение отдано сначала под склад, затем под сельский дом культуры, который здесь недолго располагался до передачи здания МАИ.
Во время восстановительных работ в усадьбе, проводимых МАИ в 1970-е гг., отремонтирована кровля. Внутри храм, оставленный без присмотра, был практически полностью уничтожен вандалами. В 2016 году на частные пожертвования начались противоаварийные работы — выполнен проект консервации храма, получена разрешительная документация, укреплены портики, заменена часть крыши. Это позволило остановить разрушение. Удалось также сохранить все подлинные деревянные конструкции XVIII века (инженер-реставратор Н.И.Смирнов).
Консервацию храма ведёт Межрегиональная общественная благотворительная организация — «Центр «Сельская церковь», курирует проект Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 2018 года работы приостановлены в связи с недостаточностью финансирования (в настоящее время на завершение первоочередных контраварийных мероприятий не хватает около 500 тыс.руб.), идёт сбор денежных средств.
Знаменитая усыпальница Захара Чернышева
Колонны деревянные 0_0
Захар Чернышев был первоначально погребён в Ильинской церкви села Ильинское Волоколамского уезда. В начале XX века его останки перенесены в близлежащую усыпальницу, находящуюся в западной части церкви Казанской иконы Божией матери в Яропольце. В алтаре этого храма до 1941 года хранился символический ключ от Берлина, привезённый в Ярополец Чернышёвым.
Наружа тоже доставляет
Колокольня в 1938 г. превращена в сельскую водонапорную башню - верхние ярусы с аналогичным хромовым луковичным завершением были демонтированы и заменены на железобетонный резервуар.
Один из непрямых потомков Чернышева-первого. Тот скончался, не оставив детей.
Вот такая история... или несколько историй, или бесконечная история.