В летнем посте, посвященном дню рождения Белинского, мы уже пытались поднять тему актуальности «неистового Виссариона» в эпоху интернета. Продолжаем разговор и делаем поучительный вывод (пока что снова промежуточный).
Белинский в истории критики фигура сколь одиозная, столь и неоднозначная. Его труды оцениваются и как совершенно современное явление, способное пролить свет на понимание действительности, и как трагикомические потуги на систематизацию творчества, приведшие, в конечном итоге, к тупику в развитии русской литературы.
Белинский и Гоголь
Разумеется, статьи Белинского нельзя рассматривать вне контекста его эпохи, эпохи тотального контроля над печатью. Тем не менее, его литературно-критические сочинения помогают оценить и осмыслить не только эстетическую ценность художественных произведений, но и выявить истоки социальных противоречий, которые существуют и по сей день.
Тем более что в последнее время цензура в наихудшем значении этого слова становится все более реальной, несмотря на то, что сегодня, как и в середине XIX в., повсеместно делается установка на якобы европеизацию общественных процессов.
Именно поэтому мнения великого публициста по-прежнему актуальны. Так, в 1-й статье цикла «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В. Г. Белинский писал:
«Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов».
Иными словами, только равные условия для каждого человека будут способствовать развитию общества в целом. Социализм? Пройденный Россией этап (или, лучше сказать, условно пройденный)? Не только. Скорее, та высшая справедливость, достигнуть которой невозможно, но стремиться к которой необходимо хотя бы в интересах выживания цивилизации. И этот путь Белинский определяет как путь сознания, чему может поспособствовать и наука, и искусство, и публицистика.
Неистовый Виссарион
Однако современная литература и журналистика слишком заняты кровожадным смакованием подробностей житейских драм и указанием на единичные ситуации взамен обращения к истинным истокам их возникновения. А для этого необходимо умение типизировать, чего, к сожалению, начисто лишены многие авторы.
Что толку, что читателю будут под кровавым соусом преподнесены очередные «вятские страдания»? Как на это указывал и В.Г. Белинский читатель или выбросит книгу прочь (переключит канал, закроет браузер), или решит обходиться и вовсе без информации, не приносящей достойной пищи ни сердцу, ни уму.
Как же достичь той степени воздействия на современные умы, истощенные неумелым манипулированием сознанием?
Учиться наблюдать и обобщать, отделять главное от второстепенного, уметь отличать живое и настоящее от «ворон в павлиньих перьях» и не поддаваться влиянию извне.
Памятник Белинскому в Пензе
Но главное нужно научиться рационально воспринимать критику и не бояться ее. Ибо только «золотая посредственность пользуется завидною привилегиею — никого не раздражать и не иметь врагов и противников».