Не то что бы закончить с самим писателем, нет, — с этим и сам Хемингуэй прекрасно справился, — а закончить с изложением своих впечатлений от его книг, которые я принялся перечитывать этой весной и успешно перечитал те, что у меня имеются, к середине лета.
Про основные книги Хемингуэя я уже давно написал, осталось поскрести по сусекам.
1. Вешние воды
Достаточно странное произведение. Самое первое из более-менее объёмных. Мичиган после зимы, запах весны, индейцы, ветераны, мужчины, женщины... Всё сплетено довольно нелепо, нарочито насмешливо и Хемингуэй ещё зачем-то нападает на своего старшего коллегу Шервуда Андерсона.
Андерсона я никак не прочту и тут мне сказать нечего.
Повесть на любителя, и прочесть её можно, если вдруг задаться целью ознакомиться со всем наследием писателя.
Единственное произведение в котором действие происходит в США, если не брать в расчёт его рассказы и такое экзотическое место как Ки-Уэст из «Иметь и не иметь».
И да — у Тургенева «Вешние воды» вышли неизмеримо лучше. И как-то я смотрел неплохую экранизацию, которая мне понравилась, невзирая на Жигунова в главной роли.
«Поездка в Висбаден» называется.
2. Райский сад
«Фицджеральдовская», как я её называю, вещь Хемингуэя.
Ривьера, Лазурный берег или что там ещё? Не больно-то я силён в географии этих французских и испанских местечек.
Молодой писатель справляет медовый месяц. Пытается писать. Жена отвлекает и требует внимания. Да ещё лезет с советами и хочет руководить процессом.
Всё бы хорошо, да вот незадача — у жены есть деньги, а у писателя только-только начали появляться, за счёт успешно изданной книги. А так, да, — приходилось быть на содержании у супруги, что, конечно, не добавляет романтики.
И тут возникает ещё одна симпатичная девушка, и идут всякие намёки на лесбийские отношения, а потом писатель с ней изменяет жене.
Жена, кстати, не совсем в своём уме, похоже.
Роман слабоват на мой взгляд, но когда я говорю «слабоват» это значит, что я сравниваю его с другими книгами Хемингуэя.
Мне понравился в нём эпизод, как главный герой ловил на удочку большую рыбу, следуя за ней вдоль канала и постепенно выводя к берегу.
И ещё понравился рассказ о слоне, который писал писатель из романа.
И, может быть, следовало напихать в текст откровенных сцен, но автор постеснялся и описал всё довольно благопристойно.
«Райский сад» — издание посмертное, но нельзя сказать, что им Хемингуэй закончился. Закончился он, на мой взгляд, «Стариком и морем».
«Вешние воды» — первое произведение в форме большой прозы, но опять не могу сказать, что с него Хемингуэй начался. Начался он, безусловно, со своей великолепной «Фиесты».
Так вот я невольно вывел эти две книги за рамки творчества писателя, но по факту они, конечно, от него неотделимы.
А у меня закончить с Хемингуэем на этот раз не вышло потому, что надо же ещё вспомнить его автобиографические «Зелёные холмы Африки» и «Опасное лето».
И большой роман «Острова в океане».
А «Празднику, который всегда с тобой» надо будет дать отдельное место.