«Бога нет. А по выходным и водопроводчка не дозовёшься.»
Вуди Аллен
А теперь ещё один некруглый юбилей – 1 декабря 1935 года родился Вуди Аллен, один из символов культуры ХХ века, шут, трикстер, шармёр, личность настолько харизматичная, что его не смог уничтожить даже грандиозный сексуальный скандал, одной десятой которого в ханжеской Америке хватило бы, чтобы похоронить карьеру и репутацию любого другого американца.
Я узнал о нём из журнала «Знание сила», в котором без вских комментариев был помещён текст, посвящённый жизни и деятельности графа Сэндвича, изобретателя сэндвича. Перепетии земного пути гениального графа излагались с трепетом и возвышенной слезой, как и положено во всяких ЖЗЛах и искусствоведческих исследованиях. Это было зубоскальство высшей пробы, умное, ядовитое, бьющее в самую точку центра проблемы апологетических жизнеописаний.
С некоторым удивлением я обнаружил, что текст написн Вуди Алленом, о котором я знал, что это режиссёр, снявший лирическую комедию «Манхеттен» - и всё. Дело в том, что в советском киноведении было не принято упоминать Вуди Аллена. Все моменты, когда его имя произносилось-таки, сквозь стиснутые зубы и едва скрываемой ненавистью, можно пересчитать по пальцам. Почему так? В конце концов, даже о таких ярких персонажах, как Клинт Иствуд и Джон Миллиус, писались статьи и обзоры. А о Вуди Аллене – ничего. Заговор молчания! И это при том, что в прокате был фильм Мартина Ритта «Подставное лицо», где Вуди Аллен сыграл главную роль. И о фильме была большая статья аж в «Советском экране»! Правда, сам фильм почти не показывался, ибо был напечатан каким-то совсем уж исчезающим количеством копий и отловить его в каком-нибудь случайном кинотеатре было настоящим чудом.
У меня есть гипотеза о причинах жгучей ненависти к Вуди Аллену практически всех советских кинофункционеров, начиная от Сергея Бондарчука и кончая Андреем Тарковским. Гипотеза не слишком солидная, но какая есть... Дело в том, что в начале своей быстро развивающейся карьеры Вуди Аллен сделал очень смешной фильм «Любовь и смерть», в котором высмеял всю русскую литературу сразу. Причём, как всегда, его шутки били в цель, и всерьёз воспринимать некоторые драматические пассажи Достоевского или Льва Толстого после «Любви и смерти» практически невозможно. И советские культуртрегеры не простили маленькому нью-йоркскому еврею его кощунство, ужасающее каждого русского человека, хотя бы и со средним образованием.
В общем, первым настоящим явлением Вуди Аллена на отечественные экраны стал «киноклубный» показ «Другой женщины» во время очередного Московского Кинофестиваля. Я был там. И мне не понравилось. Я слышал, что Вуди Аллен – комедиограф, а фильм оказался серьёзным и мрачным и напоминал картины Ильи Авербаха... Нет, я путаю. Вполне вероятно, что первым выходом Вуди Аллена к советскому зрителю была «Пурпурная роза Каира». Этот синефильский гротеск был прокате, я его видел, и даже два раза, но до или после «Другой женщины» - сказать не могу. В принципе, «Пурпурная роза» была снята раньше, но советские прокатчики не любили покупать свежие фильмы, они дожидались, пока фильм не станет «с душком», чтобы приобрести его подешевле, так что, вполне возможно, что «Другая женщина» была показана раньше.
Ка бы там ни было, несовпадение ожиданий и реальности было радикальным, так что по-настоящему я оценил этого парня только в 90-е, когда по немецкому ТВ и по ARTE прокрутили практически полную ретроспективу. Там не было только «В чем дело, Тигровая Лилия?», который я так до сих пор и не видел.
И вот я пришёл к выводу, что Вуди Аллен велик, потому что он сделал как минимум два великих фильма – «Энни Холл» и «Зелиг». То есть, возможно, великих фильмов, созданных Вуди Алленом, намного больше: «Хватай деньги и беги», та же «Пурпурная роза», «Воспоминание о Звездной пыли»», «Пули над Бродвеем», «Сладкий и гадкий», «Все говорят, что я люблю тебя»... У каждого свой культовый список фильмов Вуди Аллена. Но несомненно великих фильма (независимо от моих личных вкусов) два - "Энни Холл" и "Зелиг".
Забавно, когда во время одно из интервью Вуди Аллену сказали, что Ингмар Бергман, перед которым Вуди Аллен преклоняется, очень высоко оценивает его фильмы, автор "Манхеттена" ответил с некоторым недоумением: "Не знаю, что великому Бергману может нравиться в моих фильмах. Они такие плохие..."
А сегодня ему – 85. И он продолжает каждый год снимать по фильму. А ещё он очень хороший писатель и пишет очень смешные рассказы.
Подробнее https://alexander-pavl.livejournal.com/222759.ht...