Дискриминацией по возрасту, эйджизмом (англ. ageism от age — «возраст») — принято называть предвзятое отношение к людям на основании их возраста. Проявляется это отношение в готовности или неготовности воспринимать адекватно людей определённых возрастных групп: не обязательно только стариков или молодёжь.
Активистка и писатель Эштон Эпплвайт (анг. Ashton Applewhite) в своём выступлении на TED (см. ниже) призывает остановить эйджизм, потому что он снижает качество нашей жизни [1] Но можно ли его вообще остановить?
Прим.Ролик «Давайте покончим с эйджизмом» можно посмотреть с русскими субтитрами на сайте TED
На мой взгляд в случае с эйджизмом речь об одной из тех вещей, которую можно отслеживать, но сложно искусственно остановить, тем более как-то заставить себя или других покончить с этим.
Например, я нахожусь сейчас в том самом среднем возрасте — вероятно на самом дне той кривой, которую показывает Эштон в ролике, когда меня всё ещё сердит снисходительность и снобизм старших коллег и желание повелевать мною только потому, что я моложе. Но при этом уже серьёзно раздражает «гладиаторство» и откровенная неопытность в коммуникации совсем юных, которые приходят сразу после вузов-колледжей-училищ и начинают уже с порога ногой двери открывать, потому что «молодым везде у нас дорога» и, иногда похоже на то, что только молодым у нас сейчас и почёт. Наличие первых мимических морщин — повод для проф-дисквалификации.
Причём как по мне, снобизм старших коллег ещё как-то объясним: ключевые слова — опыт и рутина. А вот с совсем молодым поколением всё куда сложнее. Если про маленьких детей понимаешь, что надо делать весомую скидку на возраст и не обижаться на глупые и по сути обидные слова, то с теми, кто хочет уже «курить как взрослый», но при этом остаётся инфантильно-импульсивным подростком — порою просто от изумления не знаешь, что делать и как реагировать на откровенную юношескую надменность, а порою и откровенную агрессию.
Отловленная «блоха» эйджизма: у меня часто складывается впечатление, что совсем молодые коллеги хотят самоутвердиться любой ценой и продемонстрировать свою зрелость, при этом в целях скрыть свою неуверенность скатываются до элементарной грубости и юношеской установки, что они знают всё лучше и умеют круче. Не исключаю, что я была такой же в свои 18-20 — себя ведь со стороны не видно, пока не «накроет». Но как сказала выше в ролике Эштон: «Фирмы остаются рентабельными не благодаря, а вопреки тому, что на производство приходят юные (неопытные) коллеги».
В силу профессии — а я работаю дизайнером и иллюстратором в звене Senior — средний возраст коллектива у нас обычно не превышает цифру 22. Нервная профессия с большим наплывом кадров. Странным образом люди в нашей профессии до пенсии не доживают. Поэтому в определённом возрасте либо набираются решимости послать всё к чёрту, либо становятся самым пофигистским в мире пофигистом — чего-то среднего как будто не дано. Нервное, ядовитое производство, опасное для здоровья. Можно утверждать, что это везде так, но даже среди учителей с их нервным «производством» есть люди 50+. А вот дизайнеры и иллюстраторы ( именно в офисе) в возрасте 40+ — это существа, достойные «Красной книги».
Итак, как правило именно дизайнерский коллектив достаточно молодой, готовый работать даже по ночам и на выходных, при этом у людей ещё нет отвественности, например, за детей и больных родителей. Часто нет меры и сдержанности по отношению к окружающим или элементарного опыта в плане рабочей этики. Личное наблюдение. Эйджизм? Как будто.
А помните фильм «Дьявол носит Prada» c Мэрил Стрип в главной роли, где актриса играет Миранду — прообраз знаменитой Анны Винтур, редактора журнала Vogue, которая как будто известна своим жёстким стилем руководства? Периодически натыкаюсь на обсуждения об эджизме со стороны Миранды к начинающей и как будто талантливой Энн. В придание весу некорректного поведения «старой» Миранды её даже по сюжету хотели выместить с должности, заменив на более молодую, динамичную коллегу. Да, Миранда себя там частенько ведёт в духе «Инструкций по прожиганию кадров» — совершенно не собираюсь её оправдывать, но у меня закончилось всякое сострадание к юной Энн, когда стало понятно, что она пришла на собеседование совершенно неподготовленной. Попасть в одно из самых знаменитых изданий мира и не знать, чем оно занимается, кто его возглавляет и почему — воровать чужое время и обесценивать чужой труд. Отловленный эйджизм: позволил бы себе кто-то из более зрелых коллег заявиться к главе фирмы подобного масштаба совершенно неподготовленным? Эйджизм? Как будто.
Можно сколько угодно говорить о том, что давайте присматриваться к тому, что умеют люди, а не к возрасту, как призывает Эштон, но на деле нам приходится жить не только с результатами чей-то деятельности, но и с отношением окружающих людей к нам, поступками, с их эмоциональной зрелостью или незрелостью, с элементарными слабостями характера, с собственными реакциями тоже. Все мы люди.
Но если, к примеру, на тебя бурчит кто-то старший или выкидывает какую-то глупость более младший — идёшь по пути наименьшего сопротивления: предполагаешь, что человек ведёт себя типично для своей возрастной группы. Потому что у нас больше нет времени разбираться в людях — мы их просто задвигаем по «ящичкам».
Вообще весь этот эйджизм в основном на работе процветает. Ведь большую часть своей жизни мы проводим именно там — в кругу людей, которых мы для себя не выбирали. Поэтому какая разница, что умеют коллеги и насколько успешно решают поставленные задачи в рамках какого-то проекта, если с ними невозможно договориться или добиться элементарной вежливости. Работа движется со скрипом или вовсе останавливается, если между коллегами нет правильной химии: в любом возрасте.
Так и что, можно ли вообще остановить эйджизм? На мой взгляд, скорее нет, чем да. Он как защитная реакция. Непроизвольное взбрыкивание мозга. Однако пара весомых «но» всё же есть. Иногда просто нечеловечески трудно переступить через себя и махнуть рукой на неприятности и конфликты. Но можно как минимум постараться не поддаваться на провокации внутреннего эйджиста, следить за внешним проявлением внутренних реакций, а так же оставлять своё оценочное мнение и непроизвольные внутренние возгорания при себе. Возможно, что именно это и есть первый шаг к тому, чтобы остановить процветание эйджизма. Попробую — начну с себя и проверю, улучшит ли это качество моей жизни.