В принципе, логично, "Газпрому" сейчас самое время очередной городской эрегированный хер строить. Выручка-то у них зашкаливает.
А ведь неблагодарные питерцы небось опять начнут ныть, что на черта строить второй городской хер в городе, где многие исторические данные накрываются другим интересным местом, и что лучше бы они... далее со всеми остановками. Не понимают своего счастья!
Обсуждать это в терминах "проекта" нелепо, это картинка, на изготовление которой уходит минут 30, хотя, конечно, я верю, что автор мог искать образ годами. Но даже идея проекта предполагает минимальную проработку вопросов о том, можно ли это так построить и что там будет находиться. Пока на вопросы не отвечают никак, это образ, лишенный функционального и инженерного содержания. Рассказ Тони Кеттла о том, что это "вертикальная городская среда с соблюдением всех требований экологии" -- это образец незамечательной архитектурной демагогии, но в принципе синоним ответа "вообще не знаю, что там будет находиться, все будет -- как в городской среде". Тем не менее это декларация о намерениях заказчика, города и автора.
Я бы сказал, город и заказчик нашли друг друга, и характерно, что решение анонсировано не в городских структурах (типа на Градсовете), а на согласительной комисии города и Газпрома. Небоскребы --это производное или цены территории или комплекса неполноценности. В данном случае второе и два раза. Газпром -- мы великая мировая компания, а нас уважают на уровне крупной региональной. Петербург -- мы великий глобальный город и думаем про некоторых, что они могут нас посчитать провинциальными, Так мы вместе им вставим вот эту палку.
Одно градостроительное замечание, В Петербурге нет профессионального плана развития, он развивается органично, то есть как придется. Но стоило бы заметить, что один небоскреб может быть, а два рядом -- это так не бывает, их должно быть 30-40. Заявка Газпрома на второй небоскреб -- это заявка на развитие Лахты по принципу Сити, и если органическое развитие соединится с некоторым экономическим фартом, то "как придется" означает, что придется именно так. Если бы в городе слушали собственных профессионалов, имело бы смысл поставить вопрос о том, насколько город готов к такому пути.
Не рассчитывая на то, что мое мнение в Петербурге может быть кому-то интересно, замечу что со стороны этот путь выглядит очень странным. Он придуман для Дубая или Гонконга, это, конечно, морские города, но строились они на голом месте. Издалека кажется, что Петербург -- это окно в Европу, город с большой историей и наследием, которое не удается освоить -там сотни исторических зданий стоят как бы после голода и разрухи, -- но развиваться он считает нужным не по европейскому, а по азиатскому треку. К истории они относятся замечательно -- небоскреб, сообщает Газпром, это знак величайшего уважения к историческому наследию, поскольку в нем 703 метра высоты, а город основан в 1703 году. Как турист скажу, что четко опознаю это как китайское рассуждение. Китайские экскурсоводы только так и высказываются, подозреваю не от себя, а пересказывая корпоративные пресс-релизы. Я кстати предлагаю проверить будущее градостроительное решение по фэн-шую, мне кажется, у этого учения в городе большое будущее, тем более, что иная градостроительная мысль тут, видимо, как-то увяла.
Тони Кеттл -- архитектор, сбежавший из RMJM и захвативший с собой в новую собственную фирму заказ Газпрома , это несколько портит его репутацию в Англии. Однако корпоративный дух RMJM он сохранил в том смысле, что такие большие архитектурные фирмы ничего не хотят сказать от себя, замысел, ответственность и слава -- это все заказчик, наше только исполнение. Тем не менее, исполнение не без фиги в кармане. Тони Кеттл усвоил один из приемов веселого постмодернистского умонастроения. Он относится к архитектуре как бы невсерьез, без мессианства, а к архитектору как к клоуну для развлечения региональных элит. Проект своей самой известной предшествующей работы -- шлюза для прогулочных корабликов в Шотландии, "Фолклеркское колесо" -- он создал из позаимствованного у дочери конструктора Леrо. Проект нового небоскреба -- это увеличенная елочная игрушка, стеклянная спиралька-колокольчик. Очень красивая и популярная висюлька, а огоньки в ней так и играют! И город, и Газпром должны быть в восторге, как я понимаю. Мы, конечно, не Зимбабве, но это прекрасный сюжет для Ивлина Во.
P.S. Кот Бублик по этому поводу вспомнил старый анекдот.